Как научиться выговаривать звук р? постановка звука р у детей

02.02.2019

Исходя из требований произношения звуков, малыш в 4 года должен выговаривать все буквы, кроме «р». Четко говорить её дети должны в 5 или 6 лет.

Однако это не является обязательным правилом, поэтому приучать к букве можно и в более раннем возрасте.

Для обучения используются специальные логопедические упражнения для буквы «Р», которые можно проводить как у специалиста, так и дома.

Проверка произношения

Чтобы понять, правильно ли произносит Ваш малыш звук «р», обратите внимание на неправильное выговаривание:

  • выпадение буквы из слова (карета – каета);
  • замена «р» на другие звуки (рыба – лыба, картошка – кайтошка и т. д.);
  • проглатывание окончаний и начала слова (Макар – Мака, редис – едис);
  • произношение по манере французов, то есть с определенной гортанной вибрацией.

Как научиться выговаривать звук Р? Постановка звука Р у детей

Если существуют такие проблемы, необходимо развивать артикулярные органы и проследить, как они располагаются при произношении. Должно это выглядеть следующим образом:

  • ротовая полость слегка приоткрыта;
  • зубы не смыкаются;
  • кончик языка располагается на твердой альвеоле;
  • сбоку язык должен находиться около жевательных зубов;
  • форма языка – по типу ложки, то есть конец вверху, остальное опущено, корень сверху;
  • при выдохе язык должен вибрировать на нёбе.

Работа логопеда

С дикционными проблемами поможет справиться квалифицированный логопед, который определяет причину неправильного произношения, изучает характер говора, распознает структуру нарушений.

Для постановки точного диагноза он направляет маленького пациента на дополнительную консультацию к невропатологу, который может выявить проблему в головном мозге (ребенок может не говорить «р» при дислалии, дизартрии, брадилалии).

Доктор проводит занятия с малышом на протяжении минимум 2-х месяцев. Он обязательно проконсультирует родителей о правилах развития речи:

  • разъяснение точности расположения артикуляционных органов;
  • демонстрация правильности произношения;
  • объяснение необходимости вибрации языка;
  • использование дополнительных приспособлений (ватных палочек, зондов, сосок и т. д.).

Каждый логопед знает одну уникальную уловку, с помощью которой ребенок начинает быстро выговаривать «р». Для этого предлагается совершать постукивания по нёбу за зубами и одновременно произносить «д-д-д-д». В результате получается “р-р-р-р”.

Домашние занятия

Очень в редких случаях малыши начинают произносить «р» до 3-х лет, но начиная уже с этого возраста, рекомендуется проводить определенные занятия с ним. Тренировки в домашних условиях:

  1. Вымыть с мылом руки малыша, попросить вставить большой палец в рот под язык. Делать движения со стороны в сторону.
  2. Полезно цокать языком, имитируя лошадку.
  3. Предложите своему чаду почистить зубы языком. Для этого нужно широко улыбнуться и слегка приоткрыть губы. Зафиксировать в одном положении челюсть и начать делать чистящие движения вверх/вниз и со стороны в сторону кончиком языка.
  4. Проводить по нёбу язычком изнутри наружу так, чтобы создавалось впечатление, что происходит присасывание.
  5. Кончик языка установить на угол одной губы, провести им по кругу несколько раз, чередуя направление (по часовой и против часовой стрелки).
  6. Создавать плевательные движения при высунутом и полностью расслабленном языке.

Как научить ребенка выговаривать “Р” – детальней об этом в следующей статье.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционные упражнения являются важной частью логопедической терапии. Они подготавливают органы к разработке звуков, тренируют мышечную систему. Выполняются, сидя перед зеркалом, ежедневно, проводятся в игровой форме.

Как научиться выговаривать звук Р? Постановка звука Р у детей

Как правильно выполнять артикуляционную гимнастику и какие существуют комплексы упражнений – расскажет эта статья.

Существуют общие занятия и специализированные (для разработки «р»), благодаря которым растягивается уздечка, фиксируется язык в положении сверху.

Комплекс упражнений:

  1. Открыть рот, вытянуть язык, пытаться дотянуться до носа и подбородка.
  2. Как можно сильнее раскрыть рот. Прислонить язык к верхним зубам. Далее совершать движения вниз и вверх с большой интенсивностью. Когда язык касается верхнего ряда зубов, необходимо зафиксировать его в таком положении на 10 секунд.
  3. Можно имитировать индюка. Для этого приоткрыть рот, положить распластанный язык на верхнюю губу. Водить краем назад и вперед, не отрывая от губы. При этом пытаться произнести «бл-бл-бл-бл-бл».
  4. С закрытым ртом осуществлять движения по типу малярной кисточки во всей ротовой полости. Затрагивается нёбо, щеки, зубы.
  5. Высунуть язык, быстро прикусывать губами. Обязательное условие – интенсивное выдувание воздуха.
  6. Несколько раз цокнуть языком (как лошадка), остановиться и плотно прижать язык к нёбу на 10-15 секунд. Стараться натянуть уздечку выше.
  7. Растянуть широкую улыбку. Прикоснуться кончиком языка к уголку губ. На счет “раз” перевести язык в другой угол, на счет “два” вернуться в исходное положение. По мере выполнения упражнения движения ускоряются.
  8. Попросите ребенка посчитать собственные зубки. Для этого конец языка надо максимально напрячь. Касаться им каждого зуба как снаружи, так и внутри.
  9. Открыть рот в широкой улыбке, уложить язык на нёбо и расслабить. Теперь нужно открывать и закрывать рот на протяжении 2-х минут. Сразу после этого расслабиться.
  10. В течение 3-х минут малышу нужно произносить звук «д» с открытым ртом.
  11. Важно произносить «з-з-з-з-з» протяжно и долго, что способствует разработке «р».

Дыхательная гимнастика

Известно, что все звуки произносятся на выдохе, но особенно важно научиться правильному дыханию для выговаривания «р». Поэтому дыхательная гимнастика должна выполняться по 3-4 раза в день.

Что можно предложить малышу:

  • зажгите свечу и попросите её задуть (чтобы упражнение было более увлекательным, испеките небольшой тортик или купите пирожное);
  • смастерите бумажный кораблик и запускайте его в водоеме или ванной;
  • надувайте воздушные шары;
  • остужайте горячий чай;
  • уложите на стол перо, кусочек ваты или пенопласта, попросите малыша дуть на них, пока предметы не переместятся на другую сторону поверхности.

Упражнения для постановки звука “р”

Для постановки «р» используются совершенно другие звуки, благодаря чему ребенок учится не только правильно выдувать воздух и ставить язык, но и самопроизвольно «выскакивает» “р-р-р-р”:

  1. На мощном выдохе произносить “ж-ж-ж-ж”. На этом звуке положить ребенку под язык деревянную палочку (шпатель, как на мороженом). При жужжании нужно колебать палочкой, благодаря чему создается нужное вибрирование.
  2. Произносить “за-а-а”, но при условии, что язык будет находиться сзади.
  3. Слог “зи-зи” поможет произносить мягкое «р». Делать это нужно при помощи той же деревянной палочки (можно использовать обратный конец чайной ложки).
  4. Каждый произносимый слог дополнять окончанием “р-р-р”.

Некоторые способы постановки звука “р” вы найдете в следующем видео:

Упражнения для закрепления

Когда у малыша получится произнести долгожданную букву, обязательно продолжайте тренировки на закрепление. Они должны проводиться минимум 3 раза в день.

Что нужно делать:

  1. Произносить слоги с участием «р». Например: “ра-ра-ра”, “ру-ру-ру”, “ро-ро-ро”, “ры-ры-ры”. Далее соединяем разные слоги: “ру-ра-ры”, “ра-ре-ро” и т. д.
  2. Для усложнения задачи используются чистоговорки:
    • “ра-ра-ра, ра-ра-ра, у ребят я был вчера”;
    • “ре-ре-ре, ре-ре-ре, все играли во дворе”;
    • “ру-ру-ру, ру-ру-ру, мыша вырыла нору”;
    • “ро-ро-ро, ро-ро-ро, потерялось вдруг перо”;
    • “ур-ур-ур, ур-ур-ур, мы вчера гоняли кур”.
  3. Играйте в животных. Например, можно рычать, как собака и тигр, мурчать, как кошка, каркать, как ворона.

Буква “р” в разговоре

Даже после того, как ребенок научился выговаривать «р», ему трудно будет применять звук в обычном разговоре. Для этого требуется автоматизация при помощи разговора и таких уловок:

  1. Просите малыша повторять за вами предложения. Например:
    • “у коровы выросли рога”;
    • “в деревне красивые ворота”;
    • “Марина и Рома играли в городки”;
    • “Кире подарили красные рукавицы”;
    • “топор рубит дрова”.
  2. Используйте скороговорки. Изначально проговаривают в медленном темпе, потом ‒ с ускорением:
    • “шумят раки в драке во мраке”;
    • “розы росли после росы”;
    • “на горе Арарат растет крупный виноград”;
    • “трубачи трубили в трубы”;
    • “сырная корка упала в норку”.
  3. Дети очень любят потешки. Вот некоторые из них:
    • “у реки росла рябина, а река текла, рябила, в той реке плескалась рыба под названием пескарь”;
    • “во дворе росла гора, под горой была нора, в норке этой крот живет, эту норку стережет”;
    • “прибежал Егор во двор и принес с собой топор, порубал топор дрова, а Егору похвала”.
  4. Подберите картинки, на которых присутствуют слова с буквой «р». Просите ребенка называть изображенные предметы.

Старайтесь проводить обучение постепенно. То есть изначально короткие предложения, потом ‒ длинные. В противном случае малышу будет трудно справиться с поставленной задачей, и он быстро устанет.

Механическая помощь

Многие логопеды применяют методику обучения с использованием механической помощи. Это действительно эффективный способ, особенно если у детей присутствуют серьезные нарушения речи на фоне таких отклонений, как дизартрия и алалия.

В основе метода лежит применение посторонних предметов (в идеале это логопедический шарик или зонд, но можно использовать палец, шпатель, палочку, ложку и многое другое). Суть заключается в том, чтобы искусственно создавать колебания (вибрацию), благодаря чему язык малыша принимает правильное положение.

Как проводятся упражнения:

  1. Мальчик или девочка присаживается на стул в удобное положение, открывает рот. После этого под язык устанавливается логопедический зонд.
  2. Ребенок упирает язык в верхний ряд зубов и нёбо.
  3. Пытается осуществить чикающее движение (из гортани наружу), произнося звук «з».
  4. В это время родители или специалист двигает предметом в разные стороны, создавая колебания.
  5. Далее малыш должен произносить слоги с буквой «р»: “ро-ра-ры-ру-ре”, “ар-эр-ур”, “ор” и т. д.
  6. После того, как ребенок научится произносить слоги, нужно переходить к словам и предложениям.

Как научиться выговаривать звук Р? Постановка звука Р у детей

По мере достижения положительного результата шарик используется реже. В противном случае ребенок не сможет самостоятельно произносить звук. Не забывайте, что вспомогательные приспособления перед применением необходимо дезинфицировать.

Общие рекомендации

Чтобы занятия приносили успех, необходимо придерживаться общих правил, которые включают в себя следующие пункты:

  1. Обязательно нужно посетить логопеда, который выявит истинную причину неправильного произношения «р». К тому же специалист научит родителей правильно выполнять упражнения, сам проведет несколько занятий.
  2. Тренировки должны проводиться постоянно, то есть без выходных. Даже если в какой-либо день у вас не хватает времени, позанимайтесь с малышом хотя бы 15 минут.
  3. Одно полноценное занятие должно длиться от 10-ти минут.
  4. Не заставляйте детей заниматься, если они устали. Иначе у них пропадет всякое желание.
  5. Обязательно хвалите за малейшие достижения. Делайте это искренне и желательно эмоционально.
  6. Не забывайте об игровой форме тренировок, особенно если вашему чаду до 5-ти лет.
  7. Перед началом занятий испытайте упражнения на себе, научитесь правильно их выполнять, потому что вам придется демонстрировать их ребенку (он должен с кого-то брать пример).
  8. Чередуйте упражнения, что позволит разнообразить тренинг (нельзя ежедневно выполнять одно и то же).
  9. Малыш должен находиться в хорошем приподнятом настроении. Поэтому перед занятиями пусть просмотрит любимый мультфильм или поиграет с игрушками.
  10. Никогда не ругайте детей, запаситесь стойким терпением.
  11. Произносите звук четко и правильно. Следите за тем, чтобы так же поступали и остальные домочадцы.
  12. Не сюсюкайте с рождения, говорите изначально правильно.
  13. На первых порах малыш должен произносить «р» в слоге, затем в слове, после ‒ в короткой фразе и уже потом ‒ в предложении.

Автоматизировать звук «р» трудно, потому что он считается наиболее сложным. Это может занять несколько месяцев, но кропотливый труд обязательно принесет положительный результат. Если ребенок до этого исправлял произношение других букв, то обязательно обращайте на них внимание. Помните, все звуки необходимо закреплять длительное время.

Как научиться выговаривать звук Р? Постановка звука Р у детей

Источник: https://telemedicina.one/logopediya/uprazhneniya-dlya-bukvy-r.html

Сайт учителя — логопеда Блохиной Натальи Николаевны — Нетрадиционные способы постановки звука [Р]

  • Игры-упражнения для вызывания звука [р].
  • Упражнения очень просты и хорошо подходят для тренировки подъема языка к альвеолам, а заодно тренируется и мелкая моторика.
  • Упражнение «Веселый дождик»

Произнеси твердо звуки [т-д].

Слышишь, как будто капельки падают и ударяются обо что-то твердое? Подставь левую ладошку, а пальцами показывай, как капли дождя падают на твою руку, сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее.

  1. Дождик капнул на ладошку -т-д,т-д… (правой рукой изобрази падающие капельки дождя)
  2. На цветок –т-д,т-д… (левой рукой изобрази цветок)
  3. И на дорожку т-д,т-д…. (из левой руки сделай дорожку)
  4. Застучал по крыше он- -т-д,т-д….
  5. И раздался частый звон– т-д,т-д,т-д… (дождик пошел сильнее).

Играя, попробуй поменять руки и выучить стишок наизусть. Т-Д произносим утрированно (подчеркнуто). Исключаем работу челюсти.

Упражнение «Песня Крокодила Гены»

Мелодия песни хорошо подходит для тренировки подъема языка к альвеолам. Вначале песню поем только на слог ДА. В дальнейшем полезно использовать слоги ДЫ, ДЭ, ДО, ДУ. Можно чередовать слоги, учитывая желание ребенка. При закреплении звука [р] поем песенку на слог РА.

  • Способы постановки звука [Р]:
  • 1 способ постановки звука [Р]:
  • Способ постановки звука [Р] – старый и простой, как мир.
  • Выполняется в 3 приема:
  • 1) присосать язык к твердому небу («Грибок»)
  • 2) сделать глубокий вдох через нос (язык в том же положении)
Читайте также:  Широкое пеленание при дисплазии тазобедренных суставов

3) сделать резкий короткий выдох через рот, направляя воздушную струю на язык и подключая голос. Описывать все это долго, но способ очень простой. Эффект достигается на контрасте (напряжение языка при присасывании и расслабление при резком выдохе). Это способствует вызыванию вибрации кончика.

2 способ постановки звука [Р]:

Постановка звука [Р] при слабой воздушной струе.

Способ подходит для тех детей, у кого отсутствует воздушная струя достаточной мощности, необходимая для вибрации кончика языка (как правило, у детей с заиканием). В основе лежит традиционный способ постановки с помощью шарикового зонда.

А особенность в том, что ребенок находится в полулежачем положении, со слегка запрокинутой назад головой Язык поднят вверх, к альвеолам, ребенок произносит звук [Д] или сочетание ДЫ в быстром темпе. Зондом осуществляются быстрые движения под кончиком языка вправо-влево.

Эффект достигается тем, что в положении лежа язык слегка оттягивается назад и ребенок вынужден более интенсивно выдыхать воздушную струю, что и заводит вибрацию в сочетании с манипуляциями зонда. Время на постановку звука уменьшается вдвое.

3 способ постановки звука [Р]:

Постановка звука [Р] на вдохе.

Условие – правильное и четкое произнесение звука [С]. Ребенок произносит длительно ССССС, а потом делает короткий вдох через рот, резко подняв и прижав язык к альвеолам, всасывает язык «как улитку в раковину». Если ребенок не коснется языком альвеол при вдохе, то звук не получится. Способ очень неожиданный, парадоксальный (ведь все нормальные логопеды ставят звуки «на выдохе»)

  1. 4 способ постановки звука [Р]:
  2. Постановка звука [Р] из межзубного положения.
  3. Предварительно отрабатывается положение «язык на верхней губе» и направленная воздушная струя.

• Широкий край языка на верхней губе. В этом положении ребёнку предлагают дуть на кончик носа гудящим звуком, похожим на «В-В-В».

• В дополнение к предыдущей позиции логопед указательным пальцем «играет» на нижней губе ребёнка, в результате чего струя воздуха приобретает вибрирующий характер. Этот эффект необходимо как следует отработать. Детям постарше можно предложить самостоятельное «исполнение» пальцем на губе.

• Затем постепенно сокращать длительность прикосновения пальца, то убирая его, то возвращаясь. Добиваться вибрационного звучания от малейшего прикосновения к нижней губе (что-то похожее на «в-в-р-р-э-э…»)

• Сохраняя ту же конфигурацию языка, во время выработанного вибрационного звучания, легко передвинуть язык за верхние зубы.

Важно не терять форму языка! Этот приём взят из арсенала Смирновой Ирины Анатольевны, логопеда из Санкт-Петербурга.

Она рекомендовала его для детей с дизартрией, так как в данном случае от ребёнка не требуется больших мышечных усилий, а, следовательно, не увеличивается спастика органов артикуляции.

5 способ постановки звука [Р]:

Постановка звука [Р] от упражнения «БОЛТУШКА».

Есть интересный игровой способ постановки звука [Р] от упражнения «Болтушка», хорошо знакомого детям. Способ доступен любому начинающему логопеду.

Ребенок делает упражнение «Болтушка» (или «Индюк»): высунутый широкий язык на звуке [А] выполняет движения вперед-назад, скользя по твердому небу. В тот момент, когда язык касается альвеол слышен одноударный [Р].

Теперь осталось зафиксировать эту позицию и приступить к автоматизации [Р]. Как правило, очень скоро одноударный звук сам переходит в вибрант (дрожит кончик языка).

6 способ постановки звука [Р]:

Постановка звука [Р]от звука [З].

Обычно Р от звука З не ставят, т.к. считается, что они очень различны по артикуляции и не могут быть друг для друга опорными.

Но попробовать можно. Секрет в том, что ребенок произносит [З] очень кратко, лишь дотрагиваясь языком до альвеол и при этом сильно дует на язык. Будет четко слышен сначала одноударный [Р], который потом сравнительно легко переходит в вибрант. Этот способ очень легкий и быстрый, особенно при горловом [Р]. Желаю успехов в его применении!

7 способ постановки звука [Р]:

Постановка звука [Р] от звука [Ж].

Все новое – это хорошо забытое старое. Способ постановки [Р], активно использовавшийся 30-40 лет назад.

Все логопеды обожают вызывать звук [Р] с помощью всевозможных вибраций («моторчик» и ему подобные).

Но есть дети, которые панически боятся зондов, палочек, сосок, чайных ложек и других подручных средств.

Для них очень хорош следующий способ: ребенок произносит звук [Ж], длительно, на одном выдохе и при этом отодвигает кончик языка глубже в полость рта. Через секунду можно услышать одноударный [Р].

После закрепления изолированного произнесения этого звука сразу переходят к проговариванию слогов со стечением ТР, ДР, НР, ЖР. Это способствует быстрому переводу одноударного [Р] в состояние вибрирующего звука. Способ себя оправдывает.

Источник: https://www.sites.google.com/site/blohinanatalyan/korrekcionnaa-logopediceskaa-rabota/postanovka-zvukov/pp/hh

Постановка звука «Р». Упражнения и другие хитрости логопеда

Проблемы со звуком «Р», пожалуй, самая распространенная причина обращения к логопеду. Прежде всего, нужно отметить, что возрастные нормы по звуку «Р» — это 5-6 лет (в разных источниках). Т.е. считается, что до этого возраста ребенок «вправе» не выговаривать «Р». Это теория. А на практике, при отсутствии звука «Р» в речи, я советую начинать заниматься его постановкой с 5-5,5 лет.

Однако, очень важный момент! Бывает так, что звук «Р» у ребенка есть, но он ненормативный, т.е. неправильный. Тут возможны различные варианты: «горловой» Р, «кучерский» Р, т.е. с вибрацией губ и щек и пр.). В этом случае, обращаться к логопеду, возможно, нужно раньше. Т.е.

если некорректный звук появился в 4 года, не следует ждать 5,5 лет, поскольку такое неверное произношение еще больше закрепится в речи и исправлять его со временем будет только сложнее. Обратите внимание, в данном случае речь идет не о замене звука «Р» другими звуками («Л», «В» и пр.

), а именно о некорректном произнесении.

Звук «Р» считается одним из самых трудных звуков и, признаться, я выступаю за то, чтобы ставил его именно специалист, а уж тем более исправлял его неверное произношение. Почему? Тут множество нюансов.

Нужно учитывать подвижность языка, его тонус, сформированность и силу воздушной струи, артикуляторную готовность и прочие моменты. Иначе мы рискуем вызвать и закрепить в речи неверный звук. А исправлять его гораздо сложнее, чем ставить.

Кстати, как правило, логопеды ставят звук «Р» последним, т.е. после того, как все другие звуки уже появились в речи ребенка.

Однако, ниже предлагаю рассмотреть некоторые варианты постановки, доступные мамам в домашних условиях. Но прежде, рекомендую подготовить артикуляционный аппарат ребенка, выполняя специальные упражнения для язычка.

  • «Лошадка» — щелкаем языком медленно и сильно, имитируя цокание копыт лошади. Важно: нижняя челюсть остается неподвижной.
  • «Качели» — открыть рот, языком тянуться попеременно то к носу, то к подбородку.
  • «Футбол» — рот закрыт, губы сомкнуты. Кончиком языка с силой упираемся то в одну, то в другую щеку.
  • «Индюк» или по-другому – «болтушка» — широким кончиком языка проводим по верней губе вперед-назад, не отрывая языка. При этом произносим БЛ-БЛ-БЛ.

Каждое упражнение выполняем по 10-15 раз.

Постановка от звука «Д»

Просим ребенка звонко произносить звук «Д». При этом кончик язычка должен быть сильным и сильно упираться в небо в том месте, где находятся альвеолы (бугорочки). Звук Д мы как бы тянем, повторяем без остановки: «Ддддд». При произнесении звука «Д» язык не должен отрываться от альвеол.

Нажимать на язычок нужно с такой силой, чтобы в какой-то момент он завибрировал, и вы услышали «ДДД-РРР». Это и будет началом произнесения звука «Р». Далее начинаем произносить слоги: ДРА, ДРО, ДРУ, ДРЭ, ДРЫ, т.е. те, где «Р» звучит твердо. Обратите на это внимание и не используйте слоги с мягким «Р» (дре, дри и т.д.). Это уже этап автоматизации, т.е.

введения и закрепления в речи звука «Р». Со временем переходим на слова, начинающиеся с «ДР»: драка, друг, дракон и тд.

Потом отрабатываем Р в словах на «ТР»: трава, трус и пр. Когда ребенку будут хорошо удаваться эти упражнения, начинаем «отключать» не нужный нам звук «Д», отрываться от него. Для этого подбираем пары слов, наподобие таких: гром-город, бром-борода и т.д.

ВНИМАНИЕ! Если описанным выше способом поставить звук не получилось, попробуйте следующее. На этапе, когда ребенок произносит «Дддд», легко подтолкните его язычок вглубь рта.

Движение должно быть очень легким! Для этого можно использовать палочку от мороженого. Также можно попробовать слегка повибрировать (примерно на середине язычка) этой палочкой.

Если получится, Вы услышите звук «ДДрр», а с ним начинаем работать по уже изложенной схеме.

Постановка от звука «Ж»

Этот способ подходит только если у ребенка есть хороший и чистый звук «Ж». Просим ребенка длительно с усилием произносить звук «Ж» и отодвинуть язычок чуть поглубже в рот.

Вы должны услышать короткий (одноударный) звук «Р». Если получилось, продолжаем повторять это упражнение, закрепляем звук, а потом переходим к его автоматизации по аналогии с тем, что было описано выше.

Сначала слоги с «ЖР», «ДР», «ТР» и тд.

Постановка от звука «С»

Важное условие – наличие у ребенка корректного звука «С». Этот способ необычен тем, что звук мы вызываем на вдохе, в то время как обычно делаем это на выдохе. Да и вообще вся наша речь – на выдохе.

Просим ребенка длительно произносить звук «Сссс», а затем немного вдохнуть через рот и прижать язычок к альвеолам.

Если все эти действия были проведены правильно, то мы должны услышать короткий «Р» с которым начинаем работать по схеме, озвученной выше.

Если же у Вашего ребенка есть звук «Р» в изолированном звучании, т.е. он может сказать «Р» отдельно, а при этом не выговаривает звук в словах, вы вполне можете самостоятельно автоматизировать звук, т.е. ввести его в речь. НО важно, чтобы это был правильный звук.

Алгоритм автоматизации аналогичен тому, что я описывала выше: сначала проговариваем его в слогах, затем в словах, где сначала звук находится в начале, затем в середине, затем в конце.

А высший пилотаж — закрепляем произношение во фразах, чистоговорках, скороговорках и стишках.

И главное, помним, что все упражнения по вызову звука мы проводим в форме игры! Это важно.

Ведь можно придумать, что мы дуем не на язык, а «раздуваем парус», под которым поплывем на море, что мы не вдыхаем язычок, а хотим поместить «улитку обратно в ракушку» и т.п.

Создавайте игровые ситуации, фантазируйте, чтобы максимально вовлечь ребенка. Мы не должны провоцировать негативных реакций у малыша. Мы не занимаемся, а играем и тогда, поверьте, результат появится в разы быстрее.

Еще хочу посоветовать книгу «Самоучитель по логопедии», автор М.А. Полякова. Это отличное практическое руководство по звукопостановке, с объяснением тонкостей, нюансов, с множеством вариантов и способов.

Екатерина Петунина, мама двойняшек и практикующий логопед. Автор блога о детском развитии и речевом развитии детей.

Специально для Hipsta Mama.

Вам также может понравиться:

  • Мимическая гимнастика.
  • Вся правда о логопедах.
  • Ребенок растет и меняется: что важно знать про каждый возраст.

Источник: http://hipstamama.ru/supermama/postanovka-zvuka-r-uprazhneniya-i-drugie-xitrosti-logopeda/

Мурлыкайте на здоровье! Простые логопедические упражнения на постановку звука Р

Большинство отечественных логопедов сходятся во мнении, что научиться правильно и бегло произносить звук Р — одна из самых сложных речевых задач для малышей. Мало кто из них справляется с ней самостоятельно и в срок. Однако помочь им способны не только специалисты, но и сами родители. С помощью элементарных логопедических упражнений на постановку звука Р.

Звук Р: правильно-неправильно

Звук Р — один из самых сложных звуков в русском языке. Для его воспроизведения необходимы отточенные движения речевого аппарата, достаточная вибрация и амплитуда языка и другие физиологические «достижения». Неудивительно, что большинство детей испытывают определенные трудности в формировании правильного произношения звука Р.

https://www.youtube.com/watch?v=YP-gZ2A-u2A

Как правило, вариантов непроизвольного коверкания звука Р у подрастающего поколения не так уж и много. Самые распространенные детские «издевательства» над звуком Р:

  • Звук просто пропускается, выпадает. Особенно это характерно для слов, где звук Р стоит между гласных: са_ай (вместо сарай), га_аж (вместо гараж), ма_оз (вместо мороз);
  • Вместо звука Р получается звук Л, Ы или Й: койова (вместо корова), лука (вместо рука), класка (вместо краска), ыба (вместо рыба);
  • Звук Р произносится узнаваемо, но не типично именно для русского языка (особенно часто этим «грешат» дети-билингвы). Ребенок может произносить звук Р не «твердо», как свойственно для нашей речи, а например грассировать (как принято во французском языке), или излишне вибрировать (что характерно для английского).
Читайте также:  Ароматерапия при кормлении грудью

Как проверить произношение звука Р у ребенка? Сначала попросите малыша «порычать» — иными словами, несколько раз произнести звук Р сам по себе, а не в составе каких-либо слов. Затем пусть ребенок повторяет за вами слова типа: ворона, король, трава, порядок и т.п. Если ребенку не удается одиночный звук Р, то первым делом вам предстоит поупражняться именно в этом — научить малыша произносить звук Р сам по себе. Если же «рычит» ребенок «на отлично», а вот в словах произносит звук Р неправильно — то практиковать правильное произношение следует прежде всего в слогах: ра-ро-ру-ри-ар-ор-ир и т.д.

Освободить звук Р «из-под узды»

Поскольку в статье речь идет именно о «домашних» упражнениях на постановку звука Р у детей, то первым делом не лишним будет напомнить: даже если вы, полные родительской любви и логопедического энтузиазма, решили самостоятельно научить вашего малыша раскатисто рычать не хуже тигренка и без смущения декларировать на семейных утренниках рифмованную историю про укушенного грека, то вам все равно необходима хотя бы одна, первичная, консультация профессионального и опытного логопеда.

Дело в том, что зачастую неспособность правильно произнести звук Р объясняется не столько слабо развитым артикуляционным аппаратом, малоподвижностью языка и подобными проблемами, сколько индивидуальным строением подъязычной связки — так называемой «уздечки». И этот нюанс способен определить только врач.

В большинстве случаев неразвитость «уздечки» (из-за чего язык малыша просто не достает до верхнего нёба, что и затрудняет произношение ряда звуков, в том числе и звука Р) можно нивелировать за счет ежедневных упражнений и специального массажа.

Но иногда бывают случаи, когда эту связку необходимо подрезать, чтобы язык приобрел должную амплитуду движения. Именно эту дилемму — резать или нет — и способен разрешить специалист-логопед.

Мамы, папы, не волнуйтесь — современные врачи в большинстве случаев склоняются к методу растяжения «уздечки» путем выполнения специальных логопедических упражнений, в том числе — и упражнений на постановку звука Р.

Другие причины неправильного произношения звука Р

Малоподвижный артикуляционный аппарат. НА ЗАМЕТКУ: В этом случае вам следует заниматься не столько непосредственно постановкой звука Р, сколько…

гримасничаньем! В игровой форме стимулируйте малыша на активное «движение во рту» — пусть высовывает язык, закручивает его в трубочку (дети это обожают!), пытается достать языком до носа или до подбородка, двигает челюстями, скалит зубки, растягивать губы в улыбке «а-ля чеширский кот» и прочее-прочее. Все эти смешные шалости быстро укрепят лицевые мышцы и разовьют подвижность органов речи.

Нарушение фонематического слуха.

НА ЗАМЕТКУ: Как правило, нарушения фонематического слуха (когда ребенок слышит речевые конструкции взрослых, распознает их и пытается воспроизвести в своей речи) проявляется в том, что малыш в возрасте четырех и более лет при разговоре или при чтении пропускает буквы/звуки в словах и путает звонкие и глухие, а также мягкие и твердые согласные (например: любовь-лубоф, няня-нана, дверь-твер, табуретка-дябуредка и т.п.)

«Неполадки» в речевом дыхании. НА ЗАМЕТКУ: Речевое дыхание — это основа правильного адекватного звукообразования.

Наиболее распространенными нарушениями речевого дыхания обычно являются хронический насморк, увеличенные аденоиды, некоторые иммунные заболевания, заболевания сердечно-сосудистой системы.

Для развития правильного речевого дыхания используется своя особая гимнастика (где речь сочетается с физическими упражнениями), которую обычно назначает логопед, подстраиваясь под индивидуальные особенности ребенка.

Наукой доказано, что способность выговаривать сложные звуки — в том числе и звук Р — определяется не только развитым артикуляционным аппаратом и особенностями речи, которую постоянно слышит ребенок, но отчасти и генетически.

Если никаких серьезных физиологических причин нарушения дикции у ребенка не наблюдается, то возьмите у логопеда рекомендации по речевой гимнастике и приступайте к ежедневным упражнениям.

Логопедическим упражнениям — самое время

Серьезно задуматься о постановке звука Р стоит, если ребенку минуло пять лет, а рычать и мурлыкать «чисто» и раскатисто он к этому моменту так и не научился. В аквариуме у него по-прежнему плавают лыбы, в небо улетают шаиики, а молоко дают коёвы…

Первая консультация у опытного логопеда обогатит вас знаниями, какие именно проблемы существуют у вашего малыша с артикуляционным аппаратом, и какие специфические упражнение вам стоит с ним практиковать.

Но помимо особой гимнастики существует и более-менее общий для всех случаев постановки звука Р набор упражнений, который вам тоже предстоит ежедневно выполнять с вашей крохой.

Приготовьтесь к тому, что на это вы будете тратить в среднем полчаса в день, а вся эпопея по освоению произношения может растянуться на год-полтора.

Как правило, постановка звука Р, как впрочем и других звуков, делится условно на три этапа:

  • сначала вы должны научить ребенка уверенно произносить этот звук изолированно, сам по себе;
  • затем следует освоить уверенное произношение звука в слогах и словах;
  • и только потом тренировать звук в поточной речи, предложениях и скороговорках.

В быту же часто можно наблюдать обратную картину: родители нависают на ребенком, тараторя скороговорки и призывая малыша немедленно повторить сказанное. Увы, но такая тактика почти всегда проигрывает — ребенок пугается и вообще отказывается тренироваться.

Залог успеха: теРРРпение и тРРРуд все пеРРРетРРРут

Наберитесь терпения и идите от простого к сложному.

К счастью или к сожалению, но логопедическая задача в корне отличается, например, от попытки научить кого-либо плавать — если держаться на воде и барахтать конечностями еще и можно научиться в одночасье, то правильно произносить звуки, увы, точно нет. Поскольку здесь играет роль не столько техника выполнения, сколько постепенное развитие и укрепление артикуляционного аппарата.

Запомните одно простое правило: любое занятие, в том числе и логопедические упражнения, должны приносить ребенку удовольствие и позитивные эмоции. Как вы этого добьетесь — это ваша проблема, не малыша.

И только если ваш отпрыск будет с удовольствием выполнять речевую гимнастику (а вы учтите, что это вам легко языком ворочать и разные звуки произносить, а для малыша это всегда — огромный труд, дискомфорт, а иногда даже определенные болезненные ощущения), вы добьетесь успеха.

Выдумывайте забавные и потешные для ребенка развлечения со звуком/буквой Р, превратите ежедневные речевые упражнения в смешную игру, и никогда (даже в шутку!) не дразните малыша — и вы сами не заметите, как ребенок крепко «подружится» со всеми звуками родной речи. Даже с таким коварным, как звук Р.

Упражнения для разминки

Постановка звука Р — это ежедневные тренировки. Каждая из которых начинается с разминки и «разогревания» артикуляционного аппарата. Самые эффективные упражнения для разминки:

Упражнение «Малярная кисть». Малыш должен улыбнуться и приоткрыть рот. Далее, словно кисточкой, он должен «погладить» языком верхнее нёбо — от верхних зубов и максимально глубоко в сторону горла. Повторить упражнение 10-12 раз.

Упражнение «Маятник». Как и в первом случае — нужно улыбнуться, открыть рот. Слегка высунуть язык вперед и покачать им из стороны в сторону — от правого уголка рта к левому и так далее. Около 10-20 раз.

Упражнение «Гармошка». Снова улыбаемся и открываем ротик. Язык прижимаем к верхнему нёбу, словно собираемся произнести мягкий и долгий звук «нь». Не меняя положения языка, открываем рот максимально широко, затем закрываем, открываем-закрываем. Около 15-20 раз.

«Чистим зубки». Исходное положение — улыбаемся и открываем ротик. Кончиком языка проводим по внутренней поверхности верхних зубов слева-направо, словно «подметаем» их. Делаем упражнение 10-15 раз. Затем, не меняя исходного положения, поочередно упираемся язычком в каждый верхний зубик с внутренней стороны, как бы проверяя — на месте ли он.

Упражнение «Комарик». Очень веселое упражнение! Малыш должен открыть рот, а кончик языка выдвинуть за передние зубки. В этом положении попытаться произнести звук «з-з-з», затем сдвинуть язычок обратно, упершись им на этот раз уже в верхнее нёбо у основания зубов и снова произнести «з-з-з».

Все эти упражнения отлично развивают артикуляционный аппарат, укрепляют мышцы и постепенно растягивают «уздечку». Однако для отработки именно звука «Р» нужны особые постановочные упражнения.

Упражнения на постановку звука Р

К числу наиболее простых упражнений, подходящих для самостоятельной ежедневной речевой гимнастики, можно отнести следующие:

  • 1 Ребенок открывает рот, а кончик языка прижимает к основанию верхних зубов, ритмично и быстро произнося при этом звук «д-д-д». Через пару секунд попросите его, не останавливаясь, сильно дунуть ну кончик языка (то есть попытаться произнести «д-д-д» на сильном выдохе). Звука Р пока не получится, но малыш должен почувствовать ощутимую вибрацию языка и постепенно запомнить ее.
  • 2 Для следующего упражнения понадобится специальный логопедический шпатель (его можно приобрести в специализированных магазинах, аптеках и в интернет-магазинах). В наше время их делают вполне комфортными для малыша, часто — с запахом карамели, шоколада или фруктов. Используйте его очень аккуратно, но уверенно, без робости. Итак: для начала попросите ребенка, приоткрыв рот пошире, произносить звук «ж-ж-ж», постепенно сдвигая язычок ближе к основанию верхних зубов. Дайте ему освоиться пару секунд, а затем осторожно введите ребенку под язык шпатель и начните ритмично (но не сильно!) колебать его вправо-влево, создавая вибрацию. В это время ребенок должен сильно дуть на свой звук «ж-ж-ж» — таким образом он почувствует создаваемую воздухом и колебаниями шпателя вибрацию.
  • 3 Попросите малыша широко открыть рот и при этом произнести слог «з-з-за», отодвинув язык максимально назад. В это время, как и в упражнении 2, подсуньте ему под язычок шпатель и ритмично подвигайте им вправо-влево. Если это логопедическое упражнение выполняется правильно — вы должны услышать довольно отчетливый звук «Р».
  • 4 Точно также попросите ребенка произносить звук «з-з-зи» открытым ртом, а сами проделывайте те же манипуляции шпателем, что и в предыдущем упражнении. В этом случае идет постановка более мягкого звука Р, который используется в словах типа «рифма», «рис», «рисунок»…

Известно, что в молодости Ленин очень комплексовал из-за своей картавости. И одно время будущий вождь мирового пролетариата уделял большое внимание упражнениям на постановку звука Р. Поскольку артикуляция звука Р сходна с артикуляцией звука Д, он тренировался на словах, в которых Д и Р стоят рядом. Нередко из комнаты Володи можно было слышать логопедическую «мантру»: драка, дрова, дразнить…

Вы и есть — «учитель года»!

Поскольку дети — это великие повторюшки, при каждом удобном случае не ленитесь демонстрировать своему малышу, как здорово и умело вы сами произносите звук Р. По сути именно вы и есть для вашего ребенка — самый лучший учитель и наставник.

Наклоняйтесь к нему поближе, чтобы он не только слышал вас, но и видел положение ваших губ, мимику лица. Чаще всего именно так, подражая «под копирку», дети и учатся произносить звуки.

Будьте ребенку терпеливым (и при этом забавным, улыбчивым!) примером — и он обязательно освоит правильное произношение.

И наберитесь терпения — на отработку каждого упражнения по постановке звука Р может уйти от нескольких дней до нескольких месяцев.

Как только вы услышите, что у ребенка получается более-менее успешно произносить звук Р в упражнениях, начните практиковать слоги, типа «ра-ри-ру-ро» или «ара-тра-ура-ор-мур» — то есть всевозможные сочетания звука Р и гласных (чтобы сам звук Р стоял как в начале слога, так и в середине, и в конце). Затем переходите к отдельным простым словам, типа «рыба-рука-мурзик-арка-шарик-корова» и прочие (опять же — звук Р должен стоят в разных местах слов). И только когда ребенок будет уверенно и правильно произносить слова, переходите к поточной речи.

Многие родители воспринимают трудности с произношением звука Р как серьезную проблему. Подключают к «беде» сонм педиатров и логопедов, а ребенка начинают стращать будущими сложностями в общении… Если вы сознательный и любящий родитель — остановите эту «истерию» в зачатке! Научите своего малыша относиться к трудностям (в том числе и с произношением) дружественно, спокойно, и с юмором. И если вам удастся превратить логопедию в увлекательную игру, вы и ваш ребенок выиграете в любом случае — либо он освоит звук Р, либо научится «терпеть неудачи», оставаясь уверенным в себе человеком.

Источник: http://www.woman.ru/kids/evolution/article/92108/

Постановка звука «р» в речи ребенка: эффективные упражнения

Считается, что все звуки ребенок должен выговаривать уже к четырем годам, однако правильно произносить звук «р» он может учиться до пяти лет. Как помочь малышу справиться с этой задачей?

Читайте также:  Детские парки развлечений в европе. топ-5

Русский звук «р» считается одним из самых сложных по артикуляции. Для того чтобы произнести его правильно, нужны отточенные движения речевого аппарата. Ребенку непросто справиться с этим. В итоге он просто пропускает этот звук в словах, заменяет его на те, которые может артикулировать: «л», «ы» или «й», или произносит звук грассированно (с гортанным призвуком).

Что мешает ребенку выговаривать «р»

Подъязычная уздечка (маленькая перепонка, находящаяся под языком). К шести годам уздечка языка ребенка должна растягиваться до 8 мм и более. Если она короткая, утолщенная, малоподвижная, со звуком «р» могут возникнуть сложности. В таком случае нужно или постараться ее растянуть с помощью специальных упражнений, или подрезать в поликлинике.

Нарушенное звукопроизношение. Проблема с более ранними звуками (например, ребенок путает свистящие и шипящие звуки) может в дальнейшем вылиться в проблему и со звуком «р». Скорее всего, произношение этого звука также будет нарушено.

Если ребенок вместо звука «р» произносит звук «л» — ситуация в норме и легко корректируется.

Эти два звука схожи с точки зрения позиции языка, но произнести «л» получается легче, и ребенок, слыша в чужой речи «р» и пытаясь его повторить, выбирает наиболее простой способ.

Если ребенок заменяет звук «р» другими звуками, ситуация сложнее, но и в этом случае можно говорить о том, что он его слышит.

Если ребенок пропускает звук, проглатывает, можно предположить, что нарушено фонематическое восприятие звука.

Нарушение фонематического слуха. Слуховой аппарат может воспринимать не полностью всю речь, а только отдельные звуки. В этом случае речь идет о нарушении фонематического слуха, которое проявляется в виде проблем с различением звуков.

Пик развития фонематического слуха приходится на возраст 4-5 лет. Но и до этого возраста можно заметить, что ребенок слышит не так. Произнося слова, он совершает подмену звуков или пропускает отдельные звуки.

Признаки нарушения фонематического слуха — это серьезный повод показать ребенка логопеду. Причиной нарушения фонематического слуха может быть поражение ЦНС, а могут — обычные аденоиды или перенесенный отит.

Тонус артикуляционного аппарата (языка, щек, губ). Пропуск звуков может также говорить о недостаточном развитии речевых мышц. Речевые мышцы ребенка могут быть как недостаточно подвижны (гипотонус), так и слишком напряжены (гипертонус). И в том, и в другом случае страдает звукопроизношение.

Поведенческие проблемы. Как мы уже говорили, освоение звука «р» требует от ребенка наибольших усилий. Особенно трудно поставить звук «р» у детей с нарушениями поведения, например, синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Не меньше проблем с обучением произношению возникает у тонически расслабленных детей.

Горловое «р». Если ребенок развивался соответственно нормам, слышит все звуки и процесс освоения речи не вызывал у него каких-либо проблем, он не имеет привычки трудится над приобретением навыков речи.

В этом случае, пытаясь воспроизвести звук «р», он может пойти по пути наименьшего сопротивления и заменить труднопроизносимое «р» на более простой вариант, а именно на гортанное «р» (в этом случае вибрация происходит за счет гортанного язычка).

Исправить «р» горловое очень сложно, так как в этом случае требуется переучивание. В таком случае однозначно нужно обратиться к логопеду. Ситуация осложняется еще и тем, что многие родители просто не могут отличить «р» горловое от «р» языкового.

Во всех этих случаях самое важное — правильно определить, по какой именно причине ребенку не удается самостоятельно справиться со звуком «р». И самое верное решение — обратиться к логопеду.

Квалифицированный логопед проверит уздечку и тонус, фонематический слух, определит горловое «р» (в случае, если оно присутствует) и при необходимости составит маршрут коррекции.

Если же коррекционная помощь не понадобится, можно попробовать развить звук «р» самостоятельно.

У ребенка так же может быть слабо развит артикуляционный аппарат и неправильно поставлено речевое дыхание.

Для развития артикуляционного аппарата предложите ребенку заняться приятнейшим делом – побольше гримасничать, показывать язык, закручивать его в трубочку, корчить смешные рожицы.

Поставить речевое дыхание ребенку может только профессиональный логопед, который покажет, какие упражнения нужно выполнять и что при этом говорить. После всего этого можно перейти к упражнениям, которые помогут ребенку приручить непокорный звук «р».

Обязательные условия

Ваш малыш с успехом освоит сложные звуки, если вы будете регулярно с ним заниматься. Для начала вам придется несколько раз посетить логопеда, после чего вы сможете самостоятельно заниматься с ребенком, соблюдая рекомендации врача.

Запаситесь терпением и приготовьтесь тратить на упражнения полчаса каждый день.

Любое занятие, в том числе и логопедические упражнения, должны приносить малышу приятные эмоции, поэтому проводите ваши занятия в игровой форме.

Постановка сложной буквы происходит в три этапа. Сначала вы должны научить кроху произносить звук сам по себе, затем потренироваться говорить его в слогах и словах и только потом переходить к тренировке поточной речи.

Постановка звука «р» без логопеда. Артикуляционная гимнастика

Начинать нужно с артикуляционной гимнастики. Она выполняет сразу две задачи: помогает звуку созреть (готовит речевой аппарат к произнесению звука) и «разогревает» язык, губы, щеки непосредственно перед занятием. Иначе упражнения могут не получиться.

Речевую гимнастику лучше всего выполнять перед зеркалом. Или по подражанию, когда ребенок повторяет за взрослым. Упражнения желательно делать каждый день и недолго. Главное условие — ребенку это должно нравиться. Лучше, если гимнастика будет похожа на игру.

Отдельные упражнения артикуляционной гимнастики предназначены как раз для тренировки речевого аппарата к произнесению звука «р». Они тренируют выдох, растягивают уздечку, укрепляют язык в верхнем положении.

Хороший мощный выдох — залог успеха. В этом очень хорошо помогают мыльные пузыри или шарик от пинг-понга, который точным выдохом нужно суметь загнать в ворота, например, между двух кубиков. Это очень азартное упражнение формирует правильную воздушную струю. Больше игр для тренировки выдоха — здесь.

Упражнение «Качели». Рот широко открыт, язык двигается вниз-вверх, касаясь попеременно зубов. Задерживаем у верхних зубов на 10-20 секунд. Это упражнение тренирует язык тянуться вверх, растягивает подъязычную уздечку.

Упражнение «Вкусное варенье». Поднимаем язык к верхней губе и облизываем губы по часовой и против часовой стрелки. Тянемся языком к носу. Держим «широкий» язык.

Упражнение «Индюк». Приоткрываем рот, дотягиваемся языком до верхней губы и производим движения вперед-назад широким передним краешком языка по верхней губе, не отрывая язык от губы. Увеличиваем скорость и пытаемся произнести «бл-бл-бл».

«Маляр». «Красим» языком зубы, щеки, верхнее небо (вперед-назад).

Упражнение «Накажем непослушный язычок». Высовываем язык и несколько раз быстро «прикусываем» его губами, одновременно выдувая воздух. С помощью этого упражнения расслабляем язык губами и тренируем выдох.

«Лошадка». Язык щелкает по верхнему небу, имитируя цоканье лошадки.

«Грибочек». Выполняя упражнение «Лошадка», в какой-то момент останавливаем язык, «приклеивая» его к верхнему небу, и удерживаем 10 секунд в этом положении. Подъязычная уздечка натянулась — это «ножка грибочка».

  • Если все логопедические упражнения получаются хорошо, ребенок выполняет их легко, можно приступать к запуску самого звука.
  • Логопедические упражнения для детей на постановку звука «р»
  • Разминка

– Малыш улыбается и приоткрывает рот, потом он гладит языком верхнее нёбо от верхних зубов в сторону горла и обратно. Повторите 10–12 раз.

– Малыш улыбается и открывает рот. Слегка высовывает язык вперед и качает им, словно маятником, от уха к уху 10–20 раз.

– И опять улыбаемся и открываем рот. Язык прижимается к верхнему нёбу, словно ребенок собирается произнести долгий и мягкий звук «нь». Не меняя положения языка, открываем рот широко-широко и закрываем. Повторяем 15–20 раз.

– В начале, как всегда, открываем рот и улыбаемся. Кончиком языка проводим по внутренней поверхности верхних зубов из стороны в сторону 10–15 раз. Потом поочередно упираемся языком в каждый верхний зубик с внутренней стороны.

– И еще одно упражнение. Малыш открывает рот, кончик языка выдвигает за передние зубки и пытается произнести «з-з-з». Потом язык нужно сдвинуть обратно, упереть в верхнее нёбо у основания зубов и снова произнести «з-з-з». Звук получается смешным, ребенку наверняка понравится это упражнение.

Как научить ребенка говорить «р»

Тренируем звук «р»

1. Ребенок должен открыть рот, кончик языка прижать к основанию верхних зубов, ритмично и быстро произносить звук «д-д-д». Через несколько секунд попросите его произнести «д-д-д» на сильном выдохе. Если малыш ощутит сильную вибрацию языка, это предвестник того, что «р» скоро поддастся.

2. Для этого упражнения понадобится логопедический шпатель, закажите его в специализированном магазине или купите в аптеке. Используйте его очень аккуратно, но уверенно.

Попросите малыша открыть рот пошире и тянуть звук «ж-ж-ж», постепенно перемещая язык ближе к основанию верхних зубов. Через пару секунд аккуратно введите ребенку под язык шпатель и начните легонько и ритмично колебать язык вправо-влево, создавая вибрацию.

Пусть ребенок тянет «ж-ж-ж» на сильном выдохе и ощущает вибрацию, запоминает ее.

3. Попросите ребенка открыть рот пошире, отвести язык максимально назад и произнести слог «з-з-за». В этот момент подсуньте ему под язык шпатель и ритмично подвигайте им вправо-влево. Если вы все сделали правильно, вы услышите вполне отчетливое твердое «р».

Сделайте то же самое, только пусть ребенок произносит «з-з-зи», а сами проделывайте те же движения шпателем, что и в предыдущем упражнении. В этот раз проявится мягкий звук «р».

Запуск звука «р» логопеды сравнивают с заводом мотора. Поэтому главное упражнение называется «Моторчик».

Упражнение является продолжением упражнения «Грибочек». Под прижатый к верхнему небу язык ставим пальчик (лучше всего поставить пальчик самого ребенка, а можно использовать ватную палочку).

Ребенок должен с силой вытолкнуть воздушную струю, произнося при этом длительное «ддддд» (у некоторых детей лучше получается со звуком «жжжж»).

В этот момент указательным пальчиком (или ватной палочкой) делаем быстрые колебательные движения под язычком из стороны в сторону.

Язык напряжен, кончик языка расслаблен и вибрирует. Ребенок должен почувствовать, как это происходит. Постепенно язык начинает сам по себе вибрировать, и издается «рррр». Мотор завелся. Проходит какое-то время, и от «моторчика» можно переходить к самостоятельному звуку «р».

Автоматизация звука «р»

Звук «р» очень коварен, и даже если он «завелся», его очень сложно автоматизировать в беглую речь. Часто случается такая ситуация: ребенок рычит, а в его речи звук «р» отсутствует. Начинается кропотливый процесс автоматизации звука.

Сначала «новорожденный» звук учимся соединять с гласными, согласными, потом доводим до автоматизма в словах, предложениях и речи в целом. Логопедические пособия по постановке звука «р» обычно содержат все нужные слоги, слова, предложения и даже маленькие тексты в порядке нарастания сложности.

Сначала звук «р» отрабатывается через согласные звуки «д» и «т» в слогах: «дра»/»дро»/»дру», «тра»/»тро»/»тру«. Так легче — язык ребенка «отталкивается» от этих твердых небных звуков и переходит к «р».

Затем убираем начальный согласный: «ра»/»ро»/»ру». Вводим обратные слоги: «ар»/»ор»/»ур«. Крутим вариации до автоматизма, пока ребенок не научится повторять с вибрацией. И до момента, когда во всех слогах не будет получаться именно этот звук, дальше идти не стоит.

Далее переходим к словам. Начинам со слов с начальным «р» или даже через звукосочетание «тр» (трава, рука, рубашка), затем переходим к «р» серединным и конечным (корова, забор).

Параллельно и также от слогов к словам учимся различать мягкое и твердое «р» (для «р’» язык сильнее прижат к небу и находится ближе к зубам, для «р» он более расслабленный и располагается немного глубже).

Чаще всего ребенок сам слышит эти различия и меняет звуки. Иногда нужно сказать, что, например, для смягчения язык нужно передвинуть.

Так постепенно происходит автоматизация звука в речи.

Каждый звук имеет свой срок автоматизации. Свистящие автоматизируются быстро, шипящие чуть дольше, звук «р» автоматизируется дольше всего.

Нужно терпение, время и мягкая настойчивость к регулярным тренировкам (каждый день проговаривать вместе с ребенком слова, разучивать чистоговорки). С одной стороны, самостоятельно, без тренировки, звук не закрепится.

С другой — давить ни в коем случае не нужно. Ведь звук уже появился и закрепить его рано или поздно обязательно получится, к этому уже есть все предпосылки.

источник1 и 2

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Источник: https://ourkids.mirtesen.ru/blog/43648440363/next

Ссылка на основную публикацию