Контакт ребенка с мамой в первые месяцы

Раньше я думала, что тактильный контакт с ребенком просто напросто связан с невербальным выражением любви, укреплением отношений. Но оказалось, что все не так просто. Сегодня я расскажу о пяти удивительных ролях прикосновений в развитии детей, две из которых относятся к воспитательным приемам. Даже не знаю, что бы я делала без этой информации! Уверена, она пригодится и вам.

1. Стимул для развития нервной системы

Вылизывание детенышей у млекопитающих влияет на последующую жизнеспособность особей — это научно доказанный факт, о котором я недавно узнала из замечательной книги «Как дети добиваются успеха». Причем, под жизнеспособностью подразумеваются как физические факторы, такие как рост и масса тела, так и психические — способность решать нестандартные задачи, уверенность в себе.

У человека вместо вылизывания — прикосновения. В период новорожденности и до года — это ношение малыша на руках, контакт кожа к коже, пестование, поглаживания, поцелуи. После года — это больше объятия, подвижные игры, в которых малыша можно подбросить и поймать, защекотать или потискать (только если ваши действия вызывают положительный отклик у ребенка).

Все это не просто является выражением любви. Любовь, выраженная таким способом, буквально питает малыша на гормональном уровне. Важно понимать, что это фундаментальное условие развития ребенка, необходимое ему куда больше, чем, к примеру, развивающие игрушки.

2. Укрепление кровеносной системы и массаж мышечных тканей

Здесь речь идет больше об интенсивных прикосновениях, как при массаже, когда за счет надавливания разминаются мышцы и разгоняется кровь, так как происходит воздействие на капиллярную сеть.

Пока ребенок не начал ползать, хорошим решением этой задачи будет пестование — альтернатива профессиональному массажу от сторонников естественного родительства. При пестовании мама малыша проглаживает его, разминает  все части тела, сгибает и разгибает конечности, все свои действия сопровождая потешками.

Контакт ребенка с мамой в первые месяцы

В отличие от профессионального массажа, выполненного посторонним человеком, пестование решает не только задачу укрепления тела, но и некоторые другие, о которых идет речь в этой статье. Плюс потешки, которые дают дополнительный стимул к развитию речи, развлекают малыша и укрепляют его отношения с мамой.

После того как ребенок начал ползать, роль укрепления переходит к подвижным играм. Вспомните об этом в следующий раз, когда будете играть в догонялки ) Моя Евочка очень любит догонялки, и всякий раз, когда я ее догоняю, подбрасываю, щекочу и переворачиваю, визжит от восторга!

3. Помочь малышу осознать свое тело

Когда ребенок рождается, он осознает свое тело как шар со «щупом» в области носогубного треугольника. Это ощущение достается ему в наследство от внутриутробной жизни, когда его тело было компактно сложено в шарообразном животе матери. Носогубный труегольник же связан с самым важным процессом, которым ребенок может в некоторой степени управлять, — сосанием груди.

Остальные части тела, его «инструменты» и функции открываются ребенку позже в процессе взросления. К году ребенок уже хорошо знаком с передней частью своего тела, однако,  все еще не знает, что у него выше бровей.

Я сейчас хорошо вижу это по своей дочери: она научилась одевать бусы и думает, что в любой предмет с отверстием можно продеть голову, например, в колечко от пирамидки.

  Наверняка вы также могли наблюдать, как малыш задевает макушкой стол, пытаясь пройти под него.

Контакт ребенка с мамой в первые месяцы

Осознание тела у ребенка развивается во взаимоотношениях с матерью с первых мгновений жизни. Эти взаимоотношения в здоровом варианте максимально телесны, что особенно важно в первые пол года, когда ребенок еще не овладел руками и не может ощупать себя сам. Но и после этого, имейте в виду, что до осознания своей спины малышу еще год, полтора.

Осознание своего тела ребенком связано с развитием его опорно-двигательного аппарата, освоением ползания и ходьбы, ловкостью, безопасностью в движении, уверенным ощущением себя в пространстве, в том числе, на высоте. Благополучное развитие в этом направлении даст базу для активного, спортивного образа жизни.

4. Научить малыша следованию

Следование — это безопасная модель поведения ребенка на «чужой» территории — то есть, вне дома. Для ребенка такое поведение является естественным, это подтверждают наблюдения за жизнью народов, живущих природной жизнью, где дети воспитываются «сами по себе».

Например, Жан Ледлофф в своей знаменитой книге «Как вырастить ребенка счастливым» пишет о том, что дети индейцев Екуана следуют за матерями по джунглям так, что последним нет нужды оглядываться.

Детей специально не обучают следованию, но в отличие о того, что мы видим на детских площадках, индейским малышам не приходит в голову убегать от мам.

Контакт ребенка с мамой в первые месяцы

В чем секрет? Есть мнение, подтвержденное опытом многих матерей, практикующих естественное родительство, что следование начинает осваиваться ребенком у груди. Вообще, поведение у груди — это широкое поле для воспитания и очень большая тема для обсуждения. Подпишитесь на обновления блога, если не хотите пропустить )

Так вот. Секрет в правильном захвате ребенком груди, что является одним из необходимых условий успешного грудного вскармливания. При таком захвате носик малыша оказывается прижатым к груди.

Замечали, что все младенцы курносы? Да, даже те, которые во взрослой жизни будут иметь нос крючком.

Это предусмотрено природой специально для того, чтобы было удобно дышать, пока носик прижат к материнской груди.

Это казалось бы незначительное прикосновение на самом деле учит ребенка следовать за грудью, то есть за матерью.

Помните, для новорожденного понятие груди и матери тождественны, это потом он поймет, что мать — это гораздо больше, чем просто грудь ) Плюс из всего своего тела он осознает только носогубный треугольник, так как его главный процесс жизнедеятельности — сосание молока. Именно поэтому все, что «происходит» на территории этого крошечного треугольника, так важно для малыша.

5. Помочь ребенку занять правильное место в семейной иерархии

Большинство млекопитающих животных живет в иерархических группах, и человек не исключение.

Маленький малыш гораздо ближе к миру животных, чем мы с вами, так как он еще не научился быть человеком. Он развивается согласно своей биологической, естественной программе.

Часть этой программы заключается в том, чтобы определить свое место в семейной иерархии, ответить на вопрос «Кто здесь главный»?

Контакт ребенка с мамой в первые месяцы

Прикосновение — это один из способов невербального общения. На этом языке ребенок и задает свой вопрос «Кто здесь главный?»  Когда ребенок дотрагивается до вас, он ждет, что вы ему ответите тем же.

Тот, кто коснулся последним, тот и «главный». Если вы этого не делаете, может последовать череда более интенсивных воздействий по нарастающей.

В крайней степени запущенности ребенок может лупить маму, кусаться, скакать по ней, самостоятельно вынимать ее грудь на людях.

Почему так происходит — это очень важный вопрос и он стоит размышлений. Но в рамках этой статьи мы поговорим лишь о том, как это «лечится» именно прикосновениями:

  • Возьмите в привычку дотрагиваться до ребенка при каждом удобном случае, делайте это, преследуя цели о которых говорилось выше в этой статье, вкладывайте в них любовь.
  • Придайте вашим прикосновениям покровительственный характер — погладить по голове, потрепать по плечу или по щеке.
  • Следите, чтобы ваше касание всегда было последним и чтобы оно было сверху. Например, если ребенок играючи ползает по вам, пока вы лежите на диване — так же играючи схватите его, переверните на спинку, так чтобы вы сами оказались сверху малыша, пощекочите или поцелуйте его животик.
  • Пресекайте неприятные действия в отношении вас, показывайте, что вы чувствуете при этом. В крайнем случае, можно остановить действие, уверенно перехватив руку малыша, и глядя в глаза, простыми словами твердо сказать, что вы не одобряете это действие. При этом дождитесь, пока малыш не отведет глаза первым. В этих действиях должна быть любовь и твердость, но никак не агрессия. Чтобы правильно рассчитать «силы», имеет смысл настроиться на любовь прежде чем начать действовать.

Эти советы «выдернуты» из разных областей знаний о психологии и физиологии ребенка. Они любопытны сами по себе, но для того, чтобы их правильно понимать и применять, нужна целостная картина в голове. Моя позиция в том, что материнству сегодня нужно учиться. Статьи этого блога вам в помощь, подпишитесь на обновления блога, чтобы не пропустить. Так, я рекомендую курсы  врача Ирины Жгаревой:

  •  «Подготовка к беременности и родам» 
  •  «Естественное родительство: мифы и рифы» 
  • «Секреты счастливого материнства»

Была ли вам полезна эта статья? Знали ли вы раньше об этих удивительных ролях прикосновений в развитии малышей? Уверена, многое из этого вы используете по наитию… расскажите об этом в комментариях!

Источник: http://dochki-materi-blog.ru/pyat-neochevidnyih-roley-prikosnoveniy-v-razvitii-malyishey/

Установление контакта между матерью и ребенком при грудном, смешанном и искусственном вскармливании

Грудное вскармливание обеспечивает возможность гармоничного развития, которое определяется не только составом женского молока, но и контактом между матерью и ребенком (визуальным, тактильным, вербальным), являющимся важной составляющей процесса грудного вскармливания.

Именно поэтому грудное вскармливание является продолжением связи между матерью и ребенком, установившейся во время беременности и прерванной в процессе родов.

Сформированный в процессе вскармливания грудью контакт между матерью и ребенком оказывает влияние на развитие материнско-детских отношений в дальнейшие возрастные периоды.

Связь матери и ребенка начинает формироваться еще во внутриутробный период: на 3–5 месяце гестации появляется амниотрофное питание [1]. В третьем триместре беременности неродившиеся младенцы пьют от 15 до 40 мл амниотической жидкости в час [2].

Именно амниотрофное питание является механизмом адаптации к постнатальному лактотрофному питанию. Запах околоплодной жидкости сходен с запахом секрета желез ареолы материнской груди, что позволяет ребенку узнавать свою биологическую мать [2].

После рождения ребенка связь мать–плод, осуществляемая через пуповину, обрывается, что обозначается в настоящее время в психологии термином «кризис рождения». Этот кризис связан с тем, что после рождения и перевязывания пуповины ребенок получает свободу, но физиологически «теряет» мать [3].

Ребенок попадает в среду, отличающуюся от среды обитания во внутриутробный период. Меняется все: привычная водная среда — на воздушную, которая отличается температурой, влажностью, освещенностью, концентрацией свободного кислорода, микробной и антигенной нагрузкой, наличием прямого сенсорного воздействия.

На ребенка действует сила тяжести. Непривычно интенсивными становятся тактильные, зрительные, слуховые ощущения. Ощущение тепла матери, ее запаха, голоса, биения сердца связывает новорожденного с прежней внутриутробной жизнью и делает рождение не травмирующим [3, 4].

Постнатальным эквивалентом плаценты является грудное вскармливание [5, 6].

Имеются данные, что от того, сколько времени проводит ребенок в контакте с матерью после родов и в первые дни жизни, а также от качества этого контакта зависит частота его плача в первые два года, привязанность к матери и некоторые психологические проблемы в старшем возрасте [7].

Следует подчеркнуть, что телесный контакт присущ только млекопитающим. В последние годы большое внимание психологи и педиатры уделяют контакту «кожа к коже» [4, 8, 9].

Нахождение ребенка рядом с матерью помогает ему регулировать температуру собственного тела, метаболические процессы, уровень ферментов и гормонов, частоту сердечных сокращений и дыхательных движений.

Полагают, что тесная связь c матерью начинает формироваться с первых минут, с первого взгляда. Это положение о важности бондинга (связывания) впервые высказано педиатрами Marshall Klaus и John Kennell [10]. Эти исследователи указывают, что плач ребенка увеличивает приток крови к груди матери. Разделение матерей и младенцев Д. Чемберлен [10] рассматривает как эмоциональное испытание.

Согласно новым перинатальным технологиям по поддержке грудного вскармливания первый контакт матери и ребенка должен быть не менее 30 минут. При этом ребенка не следует сразу прикладывать к соску матери. Ребенка следует выложить на живот матери, после этого у него проявляется поисковый рефлекс: новорожденный находит сосок, начинает сосать и дает старт лактации [4, 11].

Считается, что именно первый час жизни ребенка имеет решающее значение для фенотипической реализации материнского чувства и полноценной, длительной лактации. Это связано с тем, что состояние наибольшей активности головного мозга новорожденного приходится на вторые полчаса жизни.

Состояние матери после родов, характеризуемое как стрессовое по интенсивности эмоций, однако переживаемое как эйфория, высокий уровень возбуждения ребенка являются физиологической основой возникновения между матерью и новорожденным сильной эмоциональной связи.

Чрезвычайно важным для ребенка является также восприятие биологической матери, которое дает старт чувству привязанности к матери, что оказывает несомненное влияние на гармоничное развитие ребенка [7].

Грудное вскармливание имеет большое значение для психического развития ребенка, поскольку оно является формой общения матери и ребенка. Это одна из отличительных черт грудного вскармливания.

Читайте также:  Часто болеющие дети: кто виноват и что делать?

Контакт ребенка с мамой в первые месяцы

Техника установления контакта с ребенком при вскармливании сцеженным женским молоком

Контакт ребенка с мамой в первые месяцы

Традиционно техника вскармливания из бутылочки состоит в том, что ребенок берется на руки и ему дают бутылку с соской или же кормят ребенка, не вынимая его из кроватки.

Как показывают наблюдения, очень часто кормление ребенка из бутылочки мать поручает няне, бабушке, отцу. Так решается поставленная задача — накормить ребенка. Но вскармливание ребенка первого года жизни имеет не только нутритивное значение.

Это было уже отмечено как общение матери и ребенка.

Следует отметить, что среди аксессуаров для грудного вскармливания уже в 80?е годы ХХ века было предложено специальное приспособление (SNS (Supplementary Nutrition System) — дополнительная система кормления, разработанная швейцарской компанией Medela для докорма ребенка сцеженным женским молоком или заменителями женского молока [15, 16].

Это приспособление представляет собой градуированную емкость для смеси/сцеженного молока и мягкие капилляры. В комплект входят капилляры трех различных размеров.

Один из капилляров дается ребенку во время кормления грудью. Ребенок сосет из груди матери и получает докорм либо смесью, либо сцеженным женским молоком.

Поильник оснащен шейным шнурком с регулируемой длиной, что позволяет контролировать поток молока, располагая бутылочку выше или ниже сосков.

Дополнительная система может использоваться не только в случае недостатка молока, но и в период становления или восстановления лактации, при кормлении незрелых детей со слабым сосательным рефлексом или даже при кормлении приемных детей.

К сожалению, этот способ докорма редко используется из-за отсутствия информации, как у кормящих матерей, так и у медицинских работников.

В последние годы общепризнанным является докорм детей сцеженным грудным молоком с помощью ложки. Мягкие ложечки SoftCup для докорма используются как альтернатива бутылочке с соской [16].

Мягкая нижняя ложкообразная часть обеспечивает лучшее дозирование, чем при использовании кружечки или поильника, — ложечка заполняется автоматически при сжатии резервуара.

В начале кормления малышу не нужно втягивать воздух, так как между бутылочкой и наконечником расположен мембранный клапан, который также не допускает проливания молока.

Этот способ является профилактикой отказа ребенка от груди и наиболее подходящим для докорма сцеженным грудным молоком или смесью. Приспособление с успехом используется также при кормлении недоношенных детей, детей с различными расстройствами сосания, с челюстно-лицевыми (расщелины верхней губы и мягкого неба) патологиями.

Техника установления контакта с ребенком при искусственном вскармливании

Если мать кормит ребенка смесью, задача педиатра состоит в том, чтобы обучить мать технике искусственного вскармливания. Это позволит компенсировать возможный дефицит внимания матери. Какова же должна быть техника вскармливания из бутылочки? Вскармливание ребенка из бутылочки необходимо проводить матери.

Для кормления мать берет ребенка на руки. При этом ей следует поглаживать ребенка. Руки ребенка должны быть свободными, чтобы он мог прикасаться к матери. Очень важен контакт «глаза в глаза». После кормления, если ребенок не заснул, его следует подержать на руках, разговаривать с ним.

Время контакта матери и ребенка при таком подходе будет составлять не менее 20–30 минут. Такой способ вскармливания особенно показан матерям, которые очень хотели кормить ребенка, но по независящим от нее причинам вынуждены были перевести его на искусственное вскармливание.

«Чувство вины» у матерей может быть снято посредством общения с ребенком и использованием кормления для общения с ним.

Таким образом, грудное вскармливание имеет не только нутритивное значение, не только способствует гармоничному развитию ребенка, но, что очень важно, является продолжением контакта между матерью и ребенком, истоком которого является внутри­утробный период. Контакт, сформированный в период грудного вскармливания, несомненно, оказывает влияние на формирование родительских отношений в последующие возрастные периоды и является предметом исследования психологов.

Литература

  1. Воронцов И. М. Питание беременных и кормящих женщин // Вопросы детской диетологии. 2004, т. 2, № 1, с. 11–13.
  2. Демин В. Ф., Ключников С. О., Мухина Ю. Г. Лекции по педиатрии. Т. 7. Диетология и нутрициология. М., 2007. 396 с.
  3. Смирнова Е. О. Психология ребенка. М., 1997. С. 110–168.
  4. Фатеева Е. М., Коваленко Н. П. Перинатальная психология как новое направление исследований в системе поддержки грудного вскармливания // Вопросы детской диетологии. 2005, т. 3, № 6, с. 52–57.
  5. Гаппаров М. М., Левачев М. М. Питание детей первого года жизни: взгляд нутрициолога // Вопросы питания. 2001, № 4, с. 23–27.
  6. Антропология. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 272 с.
  7. Филиппова Г. Г. Психология материнства. М.: Институт психотерапии, 2002. 239 с.
  8. Воронцов И. М., Фатеева Е. М., Хазенсон Л. Б. Естественное вскармливание детей. СПб: ППМИ, 1993. 200 с.
  9. Moore E., Anderson G., Bergman N. Early skin-to-skin contact for mothers and their healthy newborn infants // Cochrane Database Syst. Rev. 2007. V. 18, № 3. CD003519.
  10. Чемберлен Д. Разум вашего ребенка. М.: Независимая фирма «Класс», 2005. 224 с.
  11. Фатеева Е. М. Первые капли молозива сразу после родов — залог здоровья ребенка и успешной лактации // Вопросы детской диетологии. 2007, т. 5, № 2, с. 47–50.
  12. Конь И. Я., Гмошинская М. В.. Боровик Т. Э., Булатова Е. М., Джумангазиев А. А. и др. Результаты мультицентрового исследования особенностей вскармливания детей в основных регионах Российской Федерации. Сообщение 1. Распространенность грудного вскармливания и факторы, влияющие на продолжительность лактации // Вопросы детской диетологии. 2006, т. 4, № 2, с. 5–8.
  13. Винникот Д. В. Маленькие дети и их матери (пер. с англ.). М.: Класс, 1998. 80 с.
  14. Diaz S. et al. Breast-feeding duration and growth of fully breast-fed infants in a poor urban Chilean population // American journal of clinical nutrition. 1995. Vol. 62. P. 371–376.
  15. Jelliffe D. B., Jelliffe E. F. P. Human milk in the modern World: psychological, nutritional and economic significance. Oxford. 1978. 560 р.
  16. www.medela-russia.ru.

М. В. Гмошинская, доктор медицинских наук

  • НИИ питания РАМН, Москва
  • Контактная информация об авторе для переписки: mgmosh@yandex.ru
  • Купить номер с этой статьей в pdf

Источник: https://www.lvrach.ru/2011/08/15435257/

О привязанности. связь мамы и малыша до года

chesnovaИрина, а расскажите, пожалуйста, про связь ребёнка и мамы в возрасте до года, с точки зрения психологии. Как влияет на ребёнка (7 мес.) выход мамы на работу? Что делать с привязанностью малыша к маминой груди, если он привык успокаиваться только у мамы на руках, посасывая молочко, и, вдруг, его оставляют на весь день с няней и заставляют кушать из бутылочки? Спасибо.Вопрос был задан давно. Я заранее прощу прощения за задержку у автора (чей ребенок явно подрос :)). Ответом на это письмо я бы хотела начать большой и серьезный разговор о привязанности, о том, как опыт взаимодействия с родителями (в первую очередь, с мамой) потом жирным пунктиром проходит через всю нашу жизнь. Контакт ребенка с мамой в первые месяцыЕсли коротко отвечать на вопрос, то: связь мамы и ребенка до года – колоссальная, всеобъемлющая. Детеныш человека появляется на свет крохотным, беспомощным и беззащитным. Ему нужен рядом кто-то чуткий и надежный, кто будет удовлетворять его потребности – в еде, сне, комфорте, безопасности, успокоении, эмоциональном общении, любви. Без любящего взрослого младенчику просто не выжить. И тут в дело вступают инстинкты.Сразу после рождения, когда малыша кладут маме на живот, происходит установление первого зрительного и телесного контакта – запечатление (импринтинг): мама запоминает своего ребенка, а ребенок – свою маму. Это послеродовое объятие в каком-то смысле – судьбоносный жизненный эпизод. В первые часы и дни после родов через ношение на руках, баюканье, кормления грудью запускается инстинктивная «программа привязанности». Для малыша привязанность мамы означает, что он будет вовремя накормлен, ухожен, защищен и получит все, в чем будет нуждаться.

Поэтому: главное, что нужно маленькому человеку – это присутствие, тепло и ВКЛЮЧЕННОСТЬ любящего взрослого, который откликается на его потребности и удовлетворяет их.

Если на свой зов ребенок всегда получает отклик, если с ним играют, общаются, его ласкают, всячески показывая свою любовь, если его жизнь стабильна, упорядочена и свободна от страха, если рядом с ним внимательный, понятный, ПРЕДСКАЗУЕМЫЙ взрослый, ребенок проникается к нему доверием и приобретает самое первое, самое важное ощущение, которое становится затем основой его дальнейшего развития. Американский психолог Э.Эриксон назвал его чувством базового доверия к миру.

Базовое доверие — это интуитивная уверенность в том, что жить – хорошо (а если вдруг станет плохо, тебе помогут, тебя не бросят), что от внешнего мира не надо защищаться, что ему можно доверять.

Человек, наделенный этим «базовым доверием», верит в себя, в свои силы, открыт, оптимистичен, дружелюбен и способен на длительные, глубокие и теплые отношения с другими людьми.

Если же ребенок не получает должного ухода, не встречает любовной заботы, к нему относятся непоследовательно, то в нем вырабатывается недоверие — боязливость и подозрительность, чувство тревоги и беспомощности в потенциально враждебном мире. Контакт ребенка с мамой в первые месяцыПервые годы жизни – это еще и время, когда формируется такой важный внутренний конструкт, как привязанность. Изначально она складывается в наших отношениях с мамой (или фигурой, ее заменяющей). И – самое интересное – мы потом переносим эту сложившуюся модель на отношения с другими людьми. Т.е. чему научились в детстве, в отношениях с мамой, с тем и живем, то и воссоздаем – с партнерами, друзьями, детьми.

Изучению привязанности были посвящены работы английского психолога и педиатра Дж. Боулби (сер. XX в.). В своих исследованиях он показал, что для психического здоровья ребенка необходимо установление теплых, доверительных, приносящих радость взаимоотношений с матерью. Теоретические положения Боулби были подтверждены экспериментами его ученицы М. Эйнсворт (в частности, она установила, что взаимоотношения мамы и ребенка складываются в течение первых трех месяцев жизни и определяют качество их привязанности к концу года и в последующем).

Стадии формирования привязанности

0-6 мес. У малыша формируется представление о главном объекте привязанности в его жизни. Как правило, этот человек – мама, которая опекает и заботится.

На этом этапе очень важно, чтобы «объект» был ПОСТОЯННЫМ, ОТЗЫВЧИВЫМ, предсказуемым и не выпадал из поля зрения больше, чем на 3 часа. У младенчика есть потребность в восприятии материнских стимулов.

И если они вдруг надолго исчезают, ребенок начинает нервничать и беспокоиться.

На этом этапе может формироваться как «монопривязанность» (к одному человеку), так и «множественная привязанность» (к нескольким людям). Если в жизни малыша есть 3-4 человека, которые разделяют заботу о нем, то это очень хорошо. Но среди них должна быть четкая иерархия: вот главный объект привязанности (мама), вот остальные по списку (папа, бабушка, тетя и пр.). Ритм появления этих «остальных» тоже, в идеале, должен быть упорядоченным и регулярным: например, папа каждый вечер купает, бабушка приходит пару раз в неделю и отпускает маму по делам.

6-12 мес. У малыша появляется уже собственное «поведение привязанности» (например, он льнет к маме, видя незнакомых людей). Если в первом полугодии все развивалось хорошо, то теперь уже ребенок способен принять нового человека (няню).

Вовлекать нового человека в процесс ухода за малышом надо очень постепенно (2-3 недели): сначала няня просто присутствует, наблюдает, ребенок к ней привыкает, потом постепенно она включается в процесс ухода. Когда настает момент маме уйти, мама уходит (даже несмотря на протесты).

И возвращается – обязательно! – со счастливым (а не встревоженным) лицом и в полной уверенности, что в ее отсутствие ребенку было хорошо.

Считается, что в период 6-9 мес. мамино отсутствие может удлиниться до 6 часов каждый день или до 12 часов 1-3 раза в неделю. А после 9 мес. мама (если очень нужно) может выйти на работу.

Грудные кормления при желании в этом случае сохраняются по утрам, вечерам, ночью, в выходные, а днем мама может сцеживать молоко на работе – в переговорной комнате, комнате отдыха, любом другом укромном местечке.

Если такой возможности нет, и ребенок переводится на искусственное (или смешанное) вскармливание, делать это нужно опять же очень мягко и постепенно.

Телесную, эмоциональную близость и ощущение безопасности, которые дают ребенку кормления, важно обеспечить другими средствами – объятиями, поцелуями, поглаживаниями, совместными играми, пением, спокойной, душевной обстановкой в семье.

Это сделает процесс отлучения наименее травматичным и послужит для ребенка своеобразным опытом: да, в жизни случаются потери, но меня не бросят, меня поддержат, мне есть на кого опереться.

Читайте также:  Ковер в детскую комнату

И ни в коем случае нельзя допустить, чтобы вас поглотило чувство вины («Я плохая мать, раз не кормлю своего ребенка грудью и вышла на работу»), так как в этом случае огромная часть внутренней энергии будет тратиться не на малыша, а на самобичевание и переживания. Да, так сложились обстоятельства, но ничто не может помешать вам дарить своему сокровищу любовь, тепло и ласку.

Помните: мама не обязана любой ценой, забывая себя, везде и всегда быть вместе с собственным ребенком. Но она обязана сделать так, чтобы жизнь ее малыша оставалась упорядоченной, стабильной, а рядом с ним был теплый, надежный, «принимающий» человек, на которого во всем можно положиться.

12-20 мес. Это сложный период. У ребенка уже есть память, а значит возникают и подозрения – а вдруг мама сейчас уйдет и не вернется? Огромную роль на этом этапе продолжают играть повторяющиеся изо дня в день ритуалы: например, мама уходит, а малыш с няней провожают ее до лифта и машут ручкой.

20-30 мес. Это фаза стабилизации привязанности. Период подтверждения сложившейся картины мира. В идеале, надолго разлучаться с ребенком нельзя. Нетравматично малыш переживает разлуку с мамой не более суток. 2 дня – это уже напряженная ситуация. 3 недели – критический период. Через 3 недели ребенок либо сформирует новую привязанность, либо (если не найдет новый объект) разрушится.

В следующих постах:

— что происходит с ребенком, когда мама вдруг исчезает из его жизни на несколько дней; — типы привязанности;- как мы строим отношения с другими людьми на основе сформированной модели привязанности.

Ирина Чеснова, семейный психолог

Источник: https://chesnova.livejournal.com/100200.html

Как наладить контакт между мамой и новорожденным ребенком?

Контакт ребенка с мамой в первые месяцы

Беременность и роды для организма каждой женщины, являются самым большим стрессом. Однако, ожидание приятной встречи со своим крохой, первые объятья и поцелуи вселяют уверенность в том, что сложатся идеальные взаимоотношения между мамой и малышом.

И вот беременность и роды позади, новоиспеченная мамочка и ее долгожданный малыш покинули роддом, в котором много квалифицированного персонала и приехали домой, где им вдвоем придется учиться ладить друг с другом. Вопреки всем приятным ожиданиям начинаются проблемы.

Мама не может понять чего хочет ее ненаглядное чадо, которое плачет днем и ночью, а помимо того, что нужно заниматься малышом, надо еще делать домашние дела и уделять внимание драгоценному мужу. Женщина теряет ориентир во времени, перестает ухаживать за собой, становится раздражительной и агрессивной.

Как же исправить ситуацию установить контакт и наладить быт.

В таком случае главными помощниками для мамы должны стать близкие муж, мама или сестра. Конечно же, они не должны выполнять всю работу, но могут немного помочь в домашних делах и поддержать морально. Также они могут пойти с ребенком на прогулку и дать маме отдохнуть или выполнить спокойно домашнюю работу, которой с появлением маленького человечка, существенно прибавилось.

перейти наверх

Забота о малыше

Кроха должен чувствовать заботу и ласку, именно поэтому его нужно чаще касаться, разговаривать с ним спокойным ласковым голосом, водить на прогулки и обеспечивать комфортные условия.

Попытаться понять причины плача ребенка. Маленький ребенок умеет показывать свои желания только плачем, поэтому он плачет по любому поводу, если голоден, ему жарко или холодно, его что-то немного беспокоит или просто ему захотелось на руки. Пройдет совсем не много времени, и мама научится распознавать причину плача, главное не паниковать.

Нужно попробовать хоть немного наладить режим дня это будет удобнее как для мамы, так и для ребенка. Конечно, кормить и укладывать спасть, на первых порах, по графику не получится, но можно хотя бы установить график прогулок, купаний и других процедур (массаж, гимнастика). Пройдет месяц два и ребенок привыкнет и тогда уже можно будет установить стабильное расписание дня.

Хорошо если ребенок на грудном вскармливании, тогда успокоить его можно грудью, если давать по требованию. Кормить ребенка можно лежа, что даст возможность маме отдохнуть.

Если же ребенок на искусственном вскармливании тогда успокоить его можно, если брать на руки когда он плачет.

Не следует бояться того, что ребенок привыкнет к рукам, ведь совсем скоро он вырастет и начнет напротив вырываться на свободу, что бы в начале ползать, а после ходить и бегать.

Некоторые мамы берут ребенка ночью в свою постель, что бы иметь возможность выспаться. И это не плохой вариант, но следует учесть, что после трех месяцев будет крайне сложно приучить его спать в своей кровати.

перейти наверх

Сложный период

Проходит время, режим наладился, ребенок плачет все реже, мама находит время для себя и тут, начинается новая волна неприятностей — лезут зубы. Снова беспрерывный плачь.

От этого никуда не денешься, но и такой ситуации ребенку можно помочь.

Главное запастись терпением и приобрести средства, которые помогут уменьшить неприятные ощущения (специальные гели и колечки, заполненные жидкостью), также можно массировать воспаленные десна, чистыми руками.

Если малыш заболел, ему нужно больше уделять внимание и стараться сначала выявить причину заболевания, а затем ее устранять. Нельзя паниковать, так как ребеночек чутко чувствует настроение матери и может волноваться еще больше.

перейти наверх

Время для себя

Нельзя полностью посвящать себя только ребенку, нужно найти время для себя, что бы поддерживать и состояние здоровья, и внешний вид. Если нет возможности оставить ребенка и пойти в спорт зал, можно спокойно делать зарядку вместе с ним. Существует целый комплекс занятий такого рода, главное желание.

Что бы муж, не чувствовал себя обделенным, нужно находить время для общения с ним. Но и его, конечно, необходимо обязательно привлекать к занятиям с малышом и помощи по дому. Тогда у каждого будет возможность отдохнуть и набраться сил.

Между дитем и матерью самая крепкая связь, а для того, что бы обоим было комфортно, мама должна всегда сохранять спокойствие, и помогать малышу, преодолевать все невзгоды и неприятности.

Источник: http://PrettySecrets.ru/kak-naladit-kontakt-mezhdu-mamoj-novorozhdennym-rebenkom

Непрерывный контакт с ребенком в первый час после рождения: 7 неочевидных преимуществ – DOULA.RU

  • Перевод: доула Любовь Шрайбман, Новосибирск
  • Сэм МакКаллох
  • Забота о ребенке сразу после рождения и налаживание грудного вскармливания в первые минуты жизни младенца значительно влияют на его адаптацию ко внеутробной жизни.
  • В нашей культуре принято разделять мать и младенца сразу после родов, чтобы вытереть его от первородной смазки, провести взвешивание и измерение роста, и за этими процедурами большинство младенцев пропускает тот критический период, когда важнее всего быть в контакте кожа-к-коже со своими матерями, и который имеет краткосрочные и долгосрочные последствия для всех.
  • Поскольку эти процедуры не являются необходимыми для улучшения самочувствия мамы или младенца, то их можно отложить хотя бы на первый, самый важный час сразу после родов.

В первый час после родов стоит сосредоточиться на первом прикладывании ребенка к груди и на формировании бондинга между младенцем и мамой, а также другими членами семьи.  Если мать или ребенок не нуждаются в неотложной медицинской помощи, персоналу роддома стоит поддерживать эту связь между мамой и малышом – причем как после вагинальных родов, таки после кесарева рождения.

Что такое непрерывный контакт с ребенком в первый час после родов?

Как только малыш рождается, его сразу же выкладывают животиком на живот матери. Маму и малыша накрывают теплым одеялом, чтобы согреть их обоих. Тепло замедляет выработку материнского адреналина, и он не мешает адекватной выработке окситоцина и пролактина, которые необходимы для формирования бондинга и кормления грудью.

Потребности мамы в это время очень просты – она нуждается в теплой, тихой и спокойной обстановке.  Следует помнить, что мама до сих пор в родах – ведь плацента еще не родилась, а значит матка еще должна сокращаться.

Вот 7 важных причин, почему не стоит беспокоить маму и малыша в первый час после родов:

# 1: Самоприкладывание

Практика раннего начала грудного вскармливания, к счастью, уже не редкость в наших родильных домах. Ведь кроме того, что это важно для формирования бондинга между мамой и малышом, прикладывание младенца к груди сразу после его рождения также помогает облегчить и ускорить рождение плаценты, что снижает риск послеродового кровотечения.

Родители обычно стараются помочь ребенку найти сосок и хорошо его захватить, однако в большинстве случаев это не требуется.

Если во время родов ребенок не подвергался воздействию лекарств, то после выкладывания кожа-к-коже на живот матери он инстинктивно начинает ползти по направлению к груди и самостоятельно захватывает сосок. Рефлекторное ползание к груди было обнаружено шведскими исследователями в 1980-х годах.

Дальнейшие наблюдения обнаружили, что младенцы рождаются с определенным набором врожденных инстинктов, которые помогают им в поиске груди своей матери, как и все новорожденные млекопитающие.

# 2: Запуск системы регуляции младенца

Те малыши, которые находились в контакте кожа-к-коже со своими мамами в течение первых часов после рождения, лучше регулируют свою температуру и дыхание.

Новорожденные не способны регулировать температуру своего тела, как более старшие дети и взрослые, поскольку у них нет подкожного жира в нужном для этого количестве. Они прожили девять месяцев в среде с идеальной для них температурой.

Когда ребенок охлаждается, ему приходится тратить больше энергии и кислорода, чем он может запасти, чтобы попытаться сохранить свою температуру стабильной.

Непрерывный контакт кожа-к-коже в первый час после родов также снижает риск гипогликемии (низкий уровень сахара в крови). Новорожденный младенец может продуцировать глюкозу из своих собственных запасов только при успешном кормлении грудью – а это наиболее реально сделать, когда он остается в контакте кожа-к-коже со своей мамой.

# 3: Отсроченное пережатие пуповины

Если не пережимать пуповину сразу после рождения ребенка и оставить ее пульсировать, это позволит младенцу получать кислород через плаценту, пока он переходит к легочному дыханию. Контакт кожа-к-коже помогает малышу стабилизировать дыхание, а отсроченное пережатие пуповины позволяет получить жизненно важные эритроциты и тем самым снизить риск железодефицитной анемии.

В некоторых родильных домах практикую отсроченное пережатие пуповины даже после операции кесарева сечения. Это зависит от протоколов выбранного вами роддома и вашей медицинской истории. Поговорите со своим врачом, чтобы понять, поддерживает ли он практику отсроченного пережатия пуповины во время кесарева сечения. Важно задать этот вопрос до того, как вы определитесь с выбором.

# 4: Формирование привязанности между мамой и малышом

Длительный контакт кожа-к-коже позволяет маме и малышу узнать друг друга. Те мамы, кто провел первый час после родов в тесном контакте с ребенком, впоследствии чаще чувствовали себя уверенно и комфортно в удовлетворении нужд своих малышей, чем те, кого разделяли с младенцем вскорости после родов.

Взаимная привязанность необходима младенцам для выживания и мамам для заботы о своих детях. Количество рецепторов окситоцина в мозге значительно увеличивается за время беременности женщины, и к тому моменту, когда рождается ребенок, она наиболее чувствительна к воздействию этого гормона, который способствует формированию материнского поведения.

Также окситоцин усиленно вырабатывается при грудном вскармливании и контакте кожа-к-коже.

Те мамы, кто провел первый час после родов в тесном контакте с ребенком, впоследствии чаще проявляли нежные чувства к своим детям: целовали и обнимали их, поддерживали в их начинаниях и так далее.

# 5: Успешное грудное вскармливание

Начало грудного вскармливания пройдет более мягко, а общее время кормления грудью будет более продолжительным, если сразу после родов обеспечить непрерывный контакт кожа-к-коже.

Это особенно важно для тех стран, где по статистике через несколько месяцев после родов многие мамы завершают грудное вскармливание – таких как Австралия, Америка и Великобритания.

Всемирная организация здравоохранения рекомендует исключительно грудное вскармливание для младенцев в течение первых шести месяцев жизни для их наилучшего развития и здоровья. Создание необходимых условий для успешного начала грудного вскармливания будет способствовать увеличению общей продолжительности ГВ.

Кроме того, у младенцев, которым позволили найти и захватить сосок самостоятельно, чаще наблюдалось правильное положение языка при сосании, что также может положительно повлиять на продолжительность грудного вскармливания.

# 6: Защита от стресса

Источник: https://doula.ru/nepreryvnyj-kontakt-s-rebenkom-v-pervyj-chas-posle-rozhdeniya-7-neochevidnyx-preimushhestv/

Как меняются отношения с годовалым ребёнком? Размышления молодой мамы

Она постепенно приходит в себя, возвращается к своим интересам, начинает строить и осуществлять планы, затрагивающие иные составляющие её жизни, помимо материнства.

Читайте также:  Что подарить девочке на 10 лет?

Если на первом этапе основной задачей матери относительно ребёнка является уход, то на втором этапе главной задачей становится построение взаимоотношений между матерью и малышом. Именно в этот период молодая мама может столкнуться с проблемой налаживания здорового контакта, в котором она и её ребёнок являются равноценными (хоть и не равноправными) партнёрами.

Что стоит за этими словами? Попробуем разобраться в этом на примере типичной ситуации, возникающей в каждой семье.

Ребёнок хочет, чтобы мама почитала ему книгу. Мама в этот момент занята — она готовит обед. Ребёнок бегает вокруг неё, размахивая книгой, и требует, чтобы ему почитали. Мама спокойно объясняет, что почитает после того, как дорежет овощи. Ребёнок продолжает требовать, начинает нервничать, плакать, в конце закатывает настоящую истерику.

Каковы дальнейшие действия мамы? Приведём три наиболее распространённых варианта развития событий:

1. В ответ на крики и плач ребёнка мама злится, повышает голос, кричит, что на неё — маму — кричать нельзя. И вообще онона плохо себя ведёт, и поэтому мама читать книгу не будет. Выходит их комнаты, оставляя ребёнка плакать в одиночестве.

2. Мама прекращает резать овощи и, тяжело вздохнув, идёт читать книгу.

3. Мама отвлекается от резки овощей, подходит к ребёнку, обнимает или берёт на руки, проговаривает чувства, которые испытывает малыш: «Ты злишься, ты расстроен, тебе обидно». Иными словами, проявляет эмпатию, понимает и принимает его эмоциональное состояние. После того, как малыш успокоился, мама спокойно повторяет ему, что сейчас она закончит свои дела, и они будут читать.

В первом случае мама показывает ребёнку, что его желания, чувства, переживания не важны, а важна она — мама. Во втором случае всё наоборот — не ставя свои желания ни в грош, мама подчиняется желанию ребёнка. Ребёнок получает посыл — «Я важнее мамы.

Могу покричать, и мама сразу всё сделает» — и впоследствии переносит приобретённый опыт на взаимоотношения с другими людьми. Несмотря на кажущуюся противоположность, обе ситуации свидетельствуют об одном — в контакте может быть лишь один партнёр.

Третий вариант развития событий кардинально отличается от двух предыдущих. В данном случае мама даёт легитимацию как своим желаниям и чувствам, так и желаниям и чувствам ребёнка. Как результат — в контакте присутствуют оба партнёра.

Именно такое взаимодействие я называю здоровым контактом, в котором ребёнок учится тому, что его переживания ценны и имеют право на существования.

Параллельно с этим ребёнок приобретает знания о том, что, помимо него, в этом мире есть другие люди, имеющие свои потребности и желания.

Налаживание здорового контакта с ребёнком имеет большое значение не только для него, но и для психологического состояния матери.

В случае подавления своих желаний и эмоций вы всё чаще чувствуете апатию и усталость либо напротив — раздражение и злость, тщательно скрываемую от ребёнка.

Обратная ситуация, в которой вы занимаете главное место и при этом игнорируете чувства ребёнка, ничем не лучше — та же измотанность, опустошённость, невыносимость бытия.

Так что же делать? Как наладить «правильные» взаимоотношения с собственным дитятей?

А. Первое правило — вербализация контакта. Проговаривание вслух чувств и эмоций, которые испытываете вы сами и ваш ребёнок. Я уже показала на примере, как это делается в отношении ребёнка («Ты злишься, ты расстроен…»).

Таким же образом вы проговариваете ребёнку собственные ощущения: «Ты не представляешь себе, как я зла». или «Я сейчас очень расстроена».

Точно так же вы проговариваете положительные эмоции и чувства: «Знаешь, как сильно я тебя люблю!» (не стесняйтесь говорить это, как можно чаще), «Я так рада, что ты у меня есть».

Подобным проговариванием вы даёте себе право чувствовать то, что вы чувствуете, не давая оценки, хорошо это или плохо, и не подавляя себя. В этом случае вы ощущаете собственную ценность и значимость (ибо наши переживания делают нас уникальными) и транслируете вашему ребёнку подобную модель отношения к себе и другому человеку.

Б. Ничто так не помогает установлению контакта с ребёнком, как совместная деятельность. На этом этапе ребёнок стремится участвовать во всём, что делает мама, — готовить, вытирать пыль, подметать.

Подчас постоянное «вмешательство» ребёнка может казаться неудобным, ибо «дела делаются медленнее». Однако не стоит препятствовать малышу, ибо совместное делание чрезвычайно важно для его нормального развития и формирования новой формы привязанности — через похожесть.

«Я делаю так, как ты. Значит, мы связаны. Мы близки. Мы вместе».

К тому же именно совместная деятельность позволяет ребёнку сформировать целостный образ мамы — чем она занимается, какие чувства испытывает в той или иной ситуации, чем интересуется. Именно формирование целостного образа матери служит фундаментом для понимания того, что существует Другой человек, отличный от него самого.

В.Бывает так, что, несмотря на теорию, которую вы принимаете и разделяете, вам всё же не удаётся построить нормальные взаимоотношения с собственным ребёнком. Скорее всего, причина кроется в вас и в том, каким образом вы налаживаете контакт с другими людьми.

Если вам сложно самой разобраться в причинах, затрудняющих контакт с ребёнком, и справиться с возникающими проблемами в одиночку, я бы посоветовала рассмотреть вариант работы с психологом либо посещения терапевтической группы, участницами которой являются такие же мамы, как и вы.

Лично мне не довелось участвовать в подобной группе, но я знаю ряд примеров, когда это помогало молодым мамам относиться к материнству более осознанно и легче справляться с возникающими сложностями.

Г. И последняя моя рекомендация — читайте литературу на соответствующую тематику. В данном контексте хочу порекомендовать замечательную книгу российского психолога Юлии Гиппенрейтер «Общаться с ребёнком. Как?».

Автор пишет о том, как научиться понимать своего ребёнка, как принимать его, правильно с ним говорить.

Как похвалить так, чтобы ребёнку было приятно, и как сделать замечание так, чтобы не осталось обиды.

Как сформировать язык общения между родителем и его чадом, который будет сближать их и подчёркивать ценность каждого партнёра, и как построить тёплые, доверительные отношения внутри семьи.

Книга открывает новые горизонты для самообразования и личностного роста родителя и, кстати говоря, помогает в общении не только с детьми.

Язык автора очень понятен, доступен и очень добр. В книге много примеров, вопросов родителей (на которые даются ответы), иллюстраций.

Напоследок хочется сказать, что материнство — бесценный дар, ниспосланный нам свыше. Оно окрыляет и придаёт силы, приносит минуты настоящей радости и ни с чем несравнимого счастья. И если в течение жизни нам удастся стать близкими людьми нашим детям, поддерживать с ними прочные, доверительные отношения, мы сможем по праву называться счастливыми матерями.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/family/articles/56164/

Почему для новорожденного малыша так важен телесный контакт

Малыши первых месяцев жизни постоянно требуют внимания мамы. С ней им комфортно и безопасно.

Поэтому самое надежное место для крохи – это мамины руки, и в первые дни после родов мы, конечно, готовы носить долгожданное чадо целыми сутками.

Но проходит немного времени, и редко у кого не замаячит на горизонте вопрос: А стоит ли так часто носить на руках младенца или это только разбалует его?

Обычно негативно к ношению на руках относятся люди старшего поколения. Но встречаются и молодые мамы, которые уверены, что воспитывать необходимо с пеленок, в том числе и не приучать к рукам. Так ли это и почему малыши настоятельно требуют телесного контакта с родителями, рассказывает психолог-консультант, специалист по перинатальной, телесной и арт-терапии Эллада Горина.

Как не приучать ребенка к рукам (а заодно к любви, поддержке и самостоятельности) 

Давно вы лежали на спине, беспомощный, напуганный и беспокойный, не управляя движениями рук и ног? Вы еще слишком малы, чтобы заявить о себе и просить помощи иначе, чем криком. Но ваш плач остается гласом в пустыне – вы лежите один. Вас так воспитывают.

Дорогие взрослые, шепну вам на ушко: 

  1. Если не желаете, чтобы ваш малыш вырос крепким и здоровым, имел устойчивую нервную систему – не берите его на руки.
  2. Если не хотите, чтобы у него вырабатывался в достатке гормон роста – не берите на руки.
  3. Если надеетесь прекратить кормление грудью как можно раньше – не берите на руки.

Считаете, у новорожденного нет нужды в уверенности, что его любят? В ощущении безопасности и надежного тыла в кольце теплых объятий? Нет необходимости естественно обучаться эмоциональной и физической привязанности? Тогда отказывайте ему в руках, не укачивайте и как можно чаще оставляйте одного в кроватке.

Часто за сомнением, брать или не брать ребенка на руки по первому требованию, стоит банальное незнание этапов детского развития. Приучение к рукам – миф. Пребывание на руках — природное право.

Вспомните животный мир – где это видано, чтобы требующему внимания детенышу в нем отказывалось? По многу дней и месяцев матери носят их на себе или в зубах, держат постоянно под боком, пока детеныши не подадут сигнал, что готовы к раздельному существованию.

Телесный контакт – базовая потребность. Это спасение от страха, беспомощности, угрозы непривычного пока мира. Это исцеление от телесного дискомфорта — спазмов в животике и головных болей. Да, у некоторых новорожденных болит голова!

Брать на руки часто — это о будущей уверенности, самостоятельности, ощущении ценности себя.

Самое первое чувство, с которым ребенок знакомится в утробе матери, – осязание. Благодаря внутриутробным прикосновениям он успокаивается, изучает окружающий мир, его мозг активно развивается. Те же процессы продолжаются и после рождения. Контакт «кожа к коже» стимулирует в организме младенца выработку соматотропина (гормона роста) и других обменных процессов.

Из древних традиций пестования пришла к нам фраза: ребенка вынашивают восемнадцать месяцев — девять месяцев в утробе и девять месяцев на руках.

Для новорожденного малыша контакт с руками родителей жизненно необходим. Волноваться о будущей самостоятельности нет причин – с возрастом ситуация меняется: с ребенком шести-девяти месяцев алгоритм взаимодействия уже другой, появляются новые правила общения.

Я регулярно провожу группы психологической поддержки для молодых матерей. На занятиях женщины делятся опытом, как пережить нелегкие первые месяцы. Как справляться с домашними делами и усталостью, когда малыш постоянно просится на руки.

Некоторые мамы упрощают быт и без сожаления откладывают дела, чтобы по первому крику подхватить на руки сына или дочь. Другие находят выход в использовании слинга. Кому-то удобнее прибегнуть к помощи родни или домработницы.

Верная расстановка приоритетов плюс немного креативности – и процесс ношения ребенка на руках перестает восприниматься как каторга.

Следуйте за внутренним откликом на младенческий призыв и обязательно отыщете способ организовать жизнь по-новому на ближайшие полгода.

И берегите ребенка от сравнений. Ваш малыш и малыш соседки различаются не только внешне, но и работой нервной системы, запасом стрессоустойчивости, эмоциональными запросам. Поэтому одному необходимо проводить на руках немало времени, другому достаточно нескольких минут в час.

Сколько слов ни скажи, ни напиши – ими не объяснить телесного опыта. Предлагаю совместный эксперимент: прямо сейчас ложитесь на пол и представьте, что не управляете собственным телом.

Вы не в состоянии переворачиваться, ползти, даже сдвинуться с места не в силах, конечности движутся хаотично и не подчиняются. Неуютно, тревожно, хочется тепла и прикосновений. Вам нужно, чтобы о вас позаботились.

Нужны руки, в которых вы блаженно уснете.

Время идет, а рук все нет. Что вы чувствуете? Отчаяние, страх? Боль и дискомфорт? Или, так и не дождавшись, разочарование и апатию?

Это всего лишь эксперимент, и вы взрослый человек. Представьте, что же тогда творится с чувствами и телом вашего ребенка.

В самом раннем детстве ребенок усваивает материнский и семейный посыл, а в дальнейшем переносит его на весь мир. Так пусть мамины руки, руки отца и других родных сообщают ему: мы ждали тебя, ты наша драгоценность. Мы согреем, накормим, не дадим в обиду. Мы защитим и поможем справиться с трудностями жизни. Ты в безопасности. Ты любим.

Однажды ваш ребенок наестся и, сытый любовью, уверенный и самостоятельный, уйдет покорять огромный мир. А пока – держите его крепко и близко к сердцу.

Эллада Горина

Источник: https://ihappymama.ru/pochemu-dlya-novorozhdennogo-malysha-tak-vazhen-telesnyj-kontakt/

Ссылка на основную публикацию