Артикуляционная гимнастика для детей

Фото артикуляционной гимнастики для детей и описания упражнений помогут родителям выполнять задания логопеда правильно, опираясь на фотографии-образцы.

Артикуляторная гимнастика

На зарядку становись!

Чтобы произносить звуки правильно и чисто, язычок должен быть гибким и сильным. Для этого нужно заниматься артикуляционной гимнастикой – делать различные упражнения для языка. К зарядке готовы!

Правила выполнения упражнений артикуляционной гимнастики

  • Артикуляционную гимнастику для детей нужно разучивать перед зеркалом. Ребенок должен копировать ваши движения. В дальнейшем, ког​да порядок действий будет усвоен, зеркало нужно убрать.
  • При выполнении всех упражнений следите за тем, чтобы у ребен​ ка работали только те мышцы, которые необходимы для соверше​ния движения. Ребенок не должен делать лишних движений — округлять глаза, поднимать плечи и совершать синхронные дви​жения другими речевыми мышцами.
  • Абсолютной точности движений сразу добиваться не нужно. Если какое-то движение у ребенка с первого раза не получается, пусть выполняет его приблизительно. Со временем действия будут со​вершенствоваться.
  • Некоторые упражнения выполняются под счет, ко​торый ведёт взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребенка выработалась устойчивость наиболее важных положений губ, языка.
  • Каждое упражнение имеет свое название. Названия эти условные, но очень важно, чтобы дети их запоминали. Во-первых, название вызы​вает у ребенка интерес к упражнению, во-вторых, экономит время, так как не нужно всякий раз объяснять способы выполнения, а до​статочно бывает лишь сказать «Поиграем в змейку» или «Поиграем в лошадку».

Упражнения для языка

«ЛОПАТКА»Артикуляционная гимнастика для детей

Язычок наш, как лопатка:
Закругленный, плоский, гладкий.

Описание: Высунуть широкий язык, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 секунд.

«ИГОЛОЧКА»Артикуляционная гимнастика для детей

Язычок наш, как иголка,
Отойди, уколет колко!

Описание: Открыть рот. Высунуть далеко вперед язык, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении 15 секунд.

«ЧАШЕЧКА»Артикуляционная гимнастика для детей

Любим пить мы крепкий чай,
Ну-ка, чашку подставляй!

Описание: Широко раскрыть рот. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10-15 секунд.

«ГОРКА»Артикуляционная гимнастика для детей

Выше, горка, поднимись,
Мы помчимся с горки вниз!

Описание: Приоткрыть рот. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 секунд.

«ГРИБОК»Артикуляционная гимнастика для детей

Язычок у нас грибок,
Подставляйте кузовок!

Описание: Раскрыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз.

«КАЧЕЛИ»Артикуляционная гимнастика для детей

  • Вот веселые качели –
    Выше крыши подлетели.
    На качелях вверх и вниз
  • Ты качаться не ленись!

Описание: Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится под счет взрослого 10-15 раз.

«МАЛЯР»Артикуляционная гимнастика для детей

  1. Мы покрасим потолок,
    Маляром стал язычок,
    Будет чистым (вот дела!)
  2. Все, до дальнего угла!

Описание: Высунуть язык, приоткрыть рот. Облизать сначала верх​нюю, затем нижнюю губу по кругу. Проделать 10 раз, меняя направ​ление.

«ТРУБОЧКА»Артикуляционная гимнастика для детей

Трубочка, гуди сильней
Созовем мы всех друзей!

Описание: Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10-15 раз.

Источники:

1.​ Ирина Горохова. Речевая гимнастика для малышей. – ПИТЕР, 2010.- 44с.
2.​ Ткаченко Т.А. Логопедические упражнения.- Москва: ЭКСМО, 2005.-146с.
3.​ Протопович Л. Уроки домашнего логопеда.- Ростов-на-Дону:Феникс, 2009.- 49с.

4.​ Фотографии: из личного архива Дудковой А.О.

  • Дудкова Анна Оскаровна,
    учитель-логопед,
    МБДОУ Центр развития ребенка – детский сад № 8 «Салют»,
  • город Смоленск

Источник: http://LogoPortal.ru/artikulyatsionnaya-gimnastika-dlya-detey/.html

Красиво говорить не запретишь! Польза артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика для детейОсваивая родную речь, дети частенько испытывают трудности с лексикой и артикуляцией. Расширить словарный запас относительно легко, ведь детская психика мгновенно усваивает новые слова и речевые конструкции. Намного сложнее добиться чёткой дикции – речевой аппарат большинства малышей нуждается в регулярных упражнениях. Артикуляционная гимнастика помогает малышам 3-4 лет заговорить правильно и красиво, не прибегая к услугам логопедов.

Что такое артикуляционная гимнастика?

В логопедической практике артикуляцией называют способность произносить звуки раздельно. Чёткость звучания напрямую зависит от развития артикуляционного аппарата. Наибольшее влияние на произношение оказывает постановка губ, языка и щёк. Детям необходимо развивать речевой аппарат, выполняя набор специальных упражнений.

Гимнастика для развития речи выполняется в игровой форме. Ребёнка располагают перед зеркалом и обучают простым и забавным упражнениями, помогающим лучше контролировать движения языка, щёк и губ.

Взрослый на собственном примере показывает правильный вариант выполнения каждого упражнения, а ребёнок их старательно повторяет.

Занятия с малышами в возрасте 2-3 лет длятся 7-10 минут, а с детьми 3-4 лет – около 20 минут в день.

Логопедическая гимнастика не требует особых условий. Через несколько месяцев работы от зеркала можно будет отказаться и выполнять упражнения «на ходу», с пользой коротая время в пробках, длинных очередях, на детской площадке.

Детские психологи считают, что артикуляционная гимнастика помогает не только в исправлении дикции, но и в укреплении семейных отношений. Родители становятся для ребёнка прямым примером для подражания и обучают навыку, крайне важному для адаптации в социуме. Научить малыша правильно говорить, значит заложить фундамент для успешного будущего.

Как стать логопедом для своего ребёнка?

Артикуляционная гимнастика для детей

Распространённые проблемы произношения

В возрасте 3-4 лет у 90% детей наблюдаются небольшие дефекты речи, которые легко преодолеть, укрепив мышцы языка, щёк и губ ребёнка. Допустимыми считаются следующие искажения:

  • Отсутствие/замена звука «р» («ломашка» вместо «ромашка»), а также ряда шипящих «ш», «щ», «ж» и «ч» («круська» вместо «кружка»).
  • Замена схожих звуков «г» на «к» («криб» вместо «гриб») или «д» на «т» («терево» вместо «дерево»).
  • Замена глухих на звонкие («папайка» вместо «бабайка»).
  • Смягчение речи («льошка» вместо «ложка», «лямпа» вместо «лампа»).
  • Сокращение сложных слов («компутер» вместо «компьютер, «лодильник» вместо «холодильник»).
  • Перестановка слогов («лесопед» вместо «велосипед», «кашепон» вместо «капешон»).
  • Пропуск «неудобных» звуков («люста» вместо «люстра», «пачик» вместо «пальчик»).

К 4,5 лет большинство дефектов устраняются автоматически при достаточной физической активности, отсутствии физиологических проблем. Укрепить речевой аппарат помогают: дыхательная гимнастика, бег и плаванье, комплекс упражнений для развития дикции.

Подготовка ребёнка к занятиям

Артикуляционная гимнастика для детей может стать одним из счастливейших воспоминаний детства. Не обязательно усаживать ребёнка в «школьную позу» или заставлять стоять «по стойке смирно».

Играйте! Артикуляционный аппарат невозможно развить за один месяц даже при интенсивных ежедневных занятиях.

Желательно преподносить упражнения, как игру – корчите рожицы перед зеркалом, просите повторять за вами движения.

Малыши от 6 месяцев до 1,5 лет

Артикуляционная гимнастика для детей

Дети 1,5 – 3 лет

Ребёнка заинтересуют более сложные упражнения. Достаточно повторять каждое упражнение 6-8 раз, чтобы получить пользу для дикции. Время для занятий зависит от настроения малыша – не применяйте силу. Если малыш раздражён или устал, лучше перенести тренировку на другое время.

В этом возрасте крайне полезно давать малышу надувать мыльные пузыри – дети в восторге от радужных шариков! При этом хорошо прорабатываются мышцы губ и щёк. Делать артикуляционные упражнения можно во время прогулки или обеда, долгих ожиданий в очереди или сидя перед зеркалом, принимая водные процедуры или укладываясь спать.

К примеру, можно попросить ребёнка: «Дотянуться языком до носа, подбородка или щёк», «Облизать губки кончиком или серединкой язычка», «Отправить воздушный поцелуй, укрепляющий мышцы губ».

Дети 3-4 лет

Длительность занятий увеличивается до 5-7 минут, упражнения становятся сложнее. Артикуляционный аппарат достаточно развит, чтобы выполнять классическую логопедическую гимнастику. Ребёнка можно усаживать перед зеркалом, параллельно приучая сидеть с ровной спиной.

Малышу необходимо хорошо видеть лицо взрослого – садитесь рядом с ним и сначала показывайте упражнения на своём примере, а затем предлагайте повторить их перед зеркалом. Некоторые задания сложно выполнить, поэтому стоит подбадривать малыша: «Смотри, у меня тоже не вышло с первого раза – давай пробовать ещё!».

Со временем у ребёнка появятся любимые упражнения, поэтому можно будет меняться ролями: «А теперь твоя очередь показывать задания» — малышу будет приятно почувствовать себя в роли учителя.

Полезные игры, упражнения

Артикуляционная гимнастика для детей

Занятия стоит проводить 2 раза в день по 5-7 минут, выполняя по два-три упражнения. Динамические задания повторяют 5-10 раз, в зависимости от возможностей и настроения малыша. А статические («замирание», удерживание одной позы) длятся около 10-15 секунд. Полезно подбирать упражнения по назначению — в один день делать гимнастику для губ, во второй для щёк, в третий для языка.

Развиваем губы

Улыбаемся!

Улыбаться полезно не только для настроения, но и для дикции! Попросите малыша широко улыбнуться, не показывая зубы, а затем замрите на несколько секунд с улыбкой!

Дудочка-трубочка

Вытягивание губ трубочкой – простое, но эффективное задание. Усложнить его можно выдувая и вдувая воздух, издавая звуки, либо надувая или втягивая щёки.

Оскал (рупор)

Показываем сомкнутые зубы – приоткройте и чуть выставите вперёд губы.

Полезно для дикции чередовать простые упражнения на скорость. Можно поспорить с малышом: «Кто быстрее улыбнётся, подудит в дудочку и покажет зубки».

Гимнастика для детского языка

В течение одного занятия полезно выполнять комплекс статических и динамических упражнений.

Чистим зубки/красим забор

Динамическое упражнение любят многие детки. Язык выступает в роли зубной щётки или кисточки – ребёнку нужно обработать кончиком языка все зубки (снаружи и изнутри), а также щёки и нёбо.

Сердитая кошка

Язык имитирует рассерженную кошку, выгибающую спину. Кончик языка упирается в нижние зубы, а середину нужно приподнять и зафиксировать. Можно попросить малыша пошипеть, чтобы поднять ему настроение.

Часики

Артикуляционная гимнастика для детейПредлагаем ребёнку поиграть в часы. Язык становится часовой стрелкой. Взрослый говорит на какое время должна быть направлена стрелка, а ребёнок выполняет. Потом роли могут меняться. Упражнение полезно не только для дикции, но и для обучения распознаванию времени.

Грибок

Одно из полезнейших статических упражнений. Чтобы правильно выполнить «грибок», нужно приоткрыть ротик, а спинку языка максимально плотно присоединить к нёбу. Детям часто нравится подолгу разглядывать, как напрягается нижняя часть языка. «Грибок» сложное упражнение, поэтому лучше делать его в конце занятия.

Существует множество прекрасных упражнений для развития дикции. Облегчить занятия для детей 3-4 лет помогают яркие книжки с подробными инструкциями – малышей увлекают иллюстрации, поэтому логопедические упражнения часто становятся любимой игрой. Взрослые заняты? А ребёнок уже развлекается перед зеркалом, повторяя забавные задания на развитие губ, языка и щёк!

Читайте также:  Личная гигиена ребенка: с пеленок до школьного возраста

Логопедические упражнения:

Источник: https://myintelligentkids.com/krasivo-govorit-ne-zapretish-polza-artikulyacionnoj-gimnastiki

Как проводить занятия по артикуляционной гимнастике для детей 6-7 лет в детском саду в стихах?

Екатерина Чеснакова 07.11.2016 Трехлетки

Добрый день, дорогие читатели!

Сегодня становится все больше детей, имеющих проблемы с речью и произношением звуков. Такая тенденция настораживает. Чтобы научить малыша  хорошо говорить, требуется логопед. Но здесь возникает несколько трудностей.

Во-первых, не все родители могут оплатить частные занятия 2-3 раза в неделю, во-вторых, хорошего логопеда тоже надо поискать. Как выход из положения, можно подыскать логопедический детсад и водить туда малыша.

Там работают логопеды, проводится артикуляционная гимнастика для детей 6-7 лет в детскому саду в стихах. Что же могут предложить воспитатели?

  • 1 Что это такое?
  • 2 Рекомендации
  • 3 Упражнения

Что это такое?

Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений, направленный на совершенствование артикуляционной моторики. Чтобы речь была четкой и внятной, нужны крепкие и развитые мышцы языка, челюсти и диафрагмы.

Артикуляционная гимнастика для детей

Если движения нечеткие, смазанные, слабые, дикция тоже будет плохой, а некоторые звуки, например, Р, Л, шипящие, дети могут вовсе не выговаривать по причине слабости артикуляционных мышц.

В логопедических детских садах некоторые специальные занятия могут проводиться в группе. Так, их можно проводить сразу с несколькими детьми.

Какие же упражнения можно проводить в детсадовской группе? В своем блоге я предлагаю артикуляционную гимнастику в картинках, что облегчит педагогам задачу и позволит логопедам наглядно показать малышам, как выполнять упражнения.

Рекомендации

  1. Лучше выполнять движения несколько раз в день. В группе это число должно доходить хотя бы до трех раз: утром, перед обедом и после сна. Длительность занятий – от 3 до 5 минут. За это время следует делать не более 2-3 упражнений, одно из которых может быть новым, а остальные даются для закрепления.

  2. Динамические движения (где позы органов артикуляции нужно каждый раз менять) выполняются 5-8 раз. Статические позы надо удерживать не менее 10 секунд.
  3. Позы даются детям от простого к сложному. Зарядка проводится в форме игры.
  4. Заниматься нужно в спокойном состоянии, сидя и держа спину прямо. Ноги при этом не должны двигаться.

  5. Начинать заниматься лучше всего с упражнений для губ.Артикуляционная гимнастика для детей

Алгоритм выполнения простой:

  1. Логопед показывает движение.
  2. Ребенок выполняет его.
  3. Если оно было выполнено неправильно, педагог поправляет, при необходимости используя шпатель или другие инструменты.

Ниже будут приведены занятия с описанием для постановки некоторых звуков, которые хуже всего получаются у малышей.

Упражнения

 «Р»

Для постановки звука Р подойдет следующая гимнастика:

    • Щетка. Губы находятся в улыбке и немного приоткрыты. Языком с внутренней стороны достать верхние зубы и «почистить» их с одной стороны в другую.
    • Маляр. Рот приоткрыт в улыбке. Язычком погладить верхнее небо, переводя его вперед и назад.
    • Мяч. Сделать приоткрытую улыбку, высунуть язык и произнести «ф». Можно посоветовать детям представить, будто они сдувают ватку.
    • Варенье. Приоткрыть челюсть и кончиком облизать верхнюю губу вверх-вниз, а затем из стороны в сторону.
    • Барабанщик. Улыбнуться, приоткрыть челюсть и, касаясь кончиком верхних альвеол, произнести «д», постукивая как молоточком.

Эти занятия направлены на развитие подвижности уздечки, что создает благоприятные условия для произнесения «р».

«Л»

Для постановки звука Л рекомендуется выполнять такие движения:

  • Непослушный язычок. Открыть рот и высунуть язык так, чтобы он спокойно лежал на нижней губе. Немного прикусывая его, произносить «пя, пя, пя».
  • Гудящий пароход. Открыть слегка рот и произносить «ы», при этом язычок должен находиться у нижних зубов, а спинка выгнута.
  • Качели. Приоткрыть рот и растянуть его в улыбку. Краем достать до верхних зубов с внутренней стороны, затем положить язык так, чтобы он спокойно лежал внизу, а его кончик касался нижних зубов.
  • Лошадка. Кончиком цокать, приоткрыв рот.
  • Тихая лошадка. Все движения из предыдущего упражнения надо производить без звука.
  • Дует ветер. Ротик приоткрыть в улыбке, коснуться язычком верхних зубов и подуть.

Выполняя эти рекомендации, можно быстрее научиться говорить Л.

«С»

Для произнесения звука С потребуется следующая гимнастика:

  • Ветерок. Положить на ладонь ватку и дуть, произнося С. Ватку нужно сдуть с рук.
  • Насос. Говорить звук С и одновременно делать руками движения, похожие на те, когда качаешь насос.
  • Мячик в воротах. Кончик языка поставить так, чтобы он касался нижних зубов. Перекатывать шарик по языку, выгибая или расслабляя отдельные его части. Движение довольно сложное и дается не сразу.
  • Трубочка. Губы вытянуть вперед в трубочку и удерживать так некоторое время.
  • Шаги. Касаться окончанием верхних и нижних зубов сначала с внутренней стороны, затем с внешней.
  • Забор. Сомкнуть зубы и растянуть губы в улыбку. Удерживать позу некоторое время.
  • Чашечка. Выдвинуть вперед язык и приподнять его края, чтобы внутри образовалась впадина.

Артикуляционная гимнастика очень полезна для детей. Именно в 6 лет она поможет совершенствовать дикцию и сделать речь четкой и внятной.

Если вам понравилась статья, рекомендуйте ее своим друзьям и знакомым в соц. сетях. До встречи, уважаемые читатели!

Здравствуйте, уважаемые родители! Скорее всего, вам очень интересно знать, как должен развиваться ваш кроха. Когда и в какой последовательности появляются те или иные навыки, движения, что является вариантом нормы, а в каком случае надо срочно бить тревогу.

Оставить комментарий Читать полностью »

Приветствую вас, дорогие мамы и папы, мои постоянные читатели и те, кто только присоединился. Вот мы и снова встретились на страничках блога. Сегодня тема будет не менее интересной, чем и всегда — можно ли использовать брокколи для первого прикорма вашего малыша? Мы поговорим о пользе это

Оставить комментарий Читать полностью »

Приветствую вас, дорогие читатели! Существует мнение: как назовешь ребенка, такой будет и его жизнь. Сегодня существует традиция давать детям редкие иностранные или старорусские имена. Детские сады и школы наполняются Серафимами, Остапами, Владиславами и т.д. Кстати, дети в основном спокойно относят

Оставить комментарий Читать полностью »

Этот блог читают 10875 мам, пока играют со своими детьми.

Adblockdetector

Источник: https://chesnachki.ru/ot-3-h-do-6-ti/trexletki/artikulyatsionnaia-gimnastika-dlya-detej-6-7-let-v-detskom-sadu-v-stihah.html

Артикуляционная гимнастика для детей

Артикуляционная гимнастика для детей

Артикуляционная гимнастика для самых маленьких

Если вы хотите, чтобы ваш карапуз как можно раньше научился правильно говорить, то начинать занятия следует как можно раньше. Какие упражнения можно делать с малышом до года?

  • Покажите малышу, как говорит кошечка, как мычит коровка, как кричит петушок. Кроха будет внимательно вслушиваться в ваши слова, а со временем начнёт их повторять.
  • С ребёнком можно поиграть кусочком ваты или небольшим пёрышком, сдувая его со стола, с руки, с погремушки.
  • Научите малыша «играть на дудочке», вытягивая губы в трубочку, и широко улыбаться.
  • Сделайте карапузу вертушку, на которую он будет дуть, изображая ветер.
  • Вырежьте из бумаги бабочек и подвесьте их на ниточках над кроваткой ребёнка. Покажите крохе, как они красиво летают, если на них дунуть посильнее.
  • Попробуйте вместе подышать, как собачка, когда ей жарко: открыв рот, высунув язычок.
  • Когда малыш купается, дайте ему коктейльную трубочку и научите «делать бурю», опуская кончик трубочки в воду.
  • На прогулке сорвите одуванчик и сдуйте с него все пушинки.
  • Рассказывая сказку, изображайте вместе с малышом все описанные там звуки. Трава шелестит: «Ш-ш-ш». Лошадка едет: «Цок-цок-цок». Паровозик едет: «У-у-у». И т. д.

Артикуляционная гимнастика в стихах

Заниматься с более старшими детками нужно регулярно, уделяя упражнениям не менее 15 минут в день. Чтобы малыш не устал, предложите ему артикуляционную гимнастику в стихах.

Тик-так

Нужно широко раскрыть рот. Язычок медленно горизонтально двигается из стороны в сторону, тянется к уголкам рта. Менять положение языка нужно 4–6 раз.

Тик-так, тик-так —
Ходят часики — вот так!
Влево тик,
Вправо так.

Ходят часики — вот так!

Заборчик

Ротик должен быть закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в широкой улыбке.

  • Наши губки улыбнулись,
    Прямо к ушкам потянулись.
    Ты попробуй «и-и-и» скажи,
  • Свой заборчик покажи.
  • Зубы ровно мы смыкаем
    И заборчик получаем.
    А сейчас раздвинем губки,
  • Посчитаем наши зубки.

Качели

Ротик открыт. Напряжённым язычком нужно тянуться поочерёдно к верхним и нижним зубам.

  1. А сейчас качели вверх
    Тянем-тянем до небес.
    Вниз теперь их полёт,
  2. И никто не отстаёт.

На весёлые качели
Лена и Серёжа сели.
Опустились вниз качели,
А потом наверх взлетели.
Вместе с птицами, наверно,

Улететь они хотели.

Вкусное варенье

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала — она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

  • Каждый раз по  воскресеньям
    Мы едим с тобой варенье.
    Верхнюю губу вареньем
    Мы намажем, а потом
    Язычком широким сразу
  • Мы варенье облизнём.

Пароход

Покажите карапузу, как прикусить кончик языка и длительно произносить звук «ы» (как гудит пароход).     

Отплывает пароход:
«Ы-ы-ы-ы».
Набирает он свой ход:
«Ы-ы-ы-ы».
Он в гудок гудит, гудит:
«Ы-ы-ы-ы».
Путь счастливый, говорит:

  1. «Ы-ы-ы-ы».
  2. Пароходик небольшой,
    Зато смелый какой:
    Ему волны не страшны,
    Он гудит нам:
  3. «Ы-ы-ы-ы!»

Слонёнок

Артикуляционная гимнастика для детей

  • В гости к нам пришел слонёнок,
    Удивительный ребёнок.
    На слонёнка посмотри,
  • Губки хоботком тяни.

Чистим зубки

  1. Малыш должен улыбнуться, открыть ротик и кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочерёдно нижние и верхние зубы.
  2. Рот откройте, улыбнитесь,
    Свои зубки покажите,
    Чистим верхние и нижние,
  3. Ведь они у нас не лишние.
  4. Мягкой щёткою с утра
    Чистит зубки детвора.
    Будут зубки сильные,
  5. Белые, красивые!

Язычок-футболист

Ротик нужно закрыть. Язычок движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком круг. Повторять по 5–6 кругов в каждую сторону.

  • Кончилось уже безделье,
    Будет язычку веселье,
    Будем с ним сейчас играть,
    Мяч в ворота забивать.
    Носик глубоко вдыхает,
    Язык на губке притихает,
    «Ф-ф-ф» — тихонько выдыхаем,
  • Мяч в ворота забиваем.

Весёлая лошадка

Покажите малышу, как присосать язычок к нёбу и щёлкать им. Цокать нужно медленно и сильно, чтобы растягивать подъязычную связку.

  1. Вот лошадка скачет ловко,
    У лошадки есть сноровка!
    Много, много в цирке лет,
  2. А ребятам всем — привет!
  3. Цок-цок-цок по мостовой —
    Идёт лошадка к нам  с тобой.
    Щёлкай язычком быстрее,
  4. Чтоб она пришла скорее.
Читайте также:  Какая смесь лучше для новорожденного?

Игровые артикуляционные упражнения

Когда артикуляционная гимнастика предлагается малышу в форме игры, он занимается ею с удовольствием, а значит, и результат будет достигнут быстрее. Помимо забавного объяснения для каждого упражнения вы можете подготовить картинку или предложить малышу самому нарисовать пароход, лошадку, слонёнка и качели.

Вот ещё несколько упражнений для тренировки мышц языка, щёк и губ, которые помогут вашему карапузу чётко выговаривать звуки.

«Лопаточка». Расслабленный язычок, не высовывая, ребёнок должен положить на нижнюю губу.

«Художник». Скажите малышу, что язычок — это кисточка, которой художник должен закрасить нёбо. Проводите им по нёбу в направлении спереди назад (от зубов к горлу).

«Молоточек». Кончиком языка нужно быстро и с силой постучать сзади верхних зубов на протяжении 5–7 секунд.

«Грибок». Язык нужно очень плотно приложить (присосать к нёбу) и в таком положении подержать не менее 5 секунд.

«Сытый хомячок». Малыш должен поочерёдно надувать левую и правую щёчки, а затем обе сразу.

«Хомячок проголодался». Щёки нужно втянуть и в таком положении удерживать 5 секунд.

«Шарик». Карапуз надувает щёки, а затем с шумом выпускает воздух через полусомкнутые губы: «ш-ш-ш-ш» (шарик лопнул).

«Чашечка». С широко открытым ртом нужно удерживать язычок вверху, но при этом не касаться зубов.

«Орешки». Ротик должен быть закрыт, кончик языка с напряжением поочерёдно упирается в щёчки, на них образуются твердые шарики-«орешки».

«Иголочка». С открытым ртом, язык нужно высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5.

Несколько важных советов

Предлагаем вам, уважаемые родители, воспользоваться рекомендациями специалистов-логопедов.

  • Проводить с ребёнком артикуляционную гимнастику нужно, поставив перед ним зеркало, чтобы малыш хорошо видел движения своих губ и язычка.
  • Сначала проводите гимнастику в медленном темпе, тщательно прорабатывая каждое движение. Если карапуз делает всё правильно, темп можно ускорить.
  • Если какое-то упражнение вызывает у крохи затруднение, например не получается поднять язычок к нёбу или сделать его в виде ковшика, помогите малышу при помощи черенка ложки или шпателя, но делайте это аккуратно, чтобы не напугать ребёнка, не вызвать у него негативных эмоций.
  • Хвалите малыша за каждое правильное упражнение, поощряйте его, например, просмотром мультиков про пароходик «Чунга-чанга», про слонёнка «Почему у слона длинный хобот» и других. Если есть возможность, сводите кроху в зоопарк, где он сможет увидеть животных, услышать их голоса, попробовать подражать. Это тоже будут артикуляционные упражнения.

В чём польза артикуляционной гимнастики?

Регулярно уделяя внимание артикуляционным занятиям с ребёнком, вы стимулируете органы его речевого аппарата и помогаете:

  • скоординировать движения губ и языка, что способствует чёткому проговариванию всех звуков;
  • выработать правильную дикцию;
  • научиться говорить, не проглатывая слоги и слова.

К тому же во время артикуляционных занятий укрепляются лицевые мышцы, увеличивается прилив к ним крови, все речевые органы приобретают гибкость.

Уважаемые читатели! Если наш материал вас заинтересовал, то поделитесь ссылкой на сайт НИИ «Эврика» со своими друзьями в соцсетях.

Ждём от вас комментариев и отзывов. Всего вам доброго! До свидания!

Источник: http://nii-evrika.ru/artikulyacionnaya-gimnastika-dlya-detej/

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии. Гимнастика включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки всевозможных положений губ, языка, мягкого неба, так необходимых для правильного произнесения той или иной фонемы русского языка.

Основные требования к выполнению упражнений:

  • Упражнения должны быть целенаправленными;
  • Важно не их количество, а правильный выбор и качество выполнения;
  • Важно отработать чистоту и четкость выполнения движений;
  • Акцентировать внимание на плавность, силу, темп движений;
  • Развивать точность переключения движений при смене одного движения другим.

Начинать выполнение упражнений следует в несколько замедленном темпе обязательно перед зеркалом, с целью зрительного самоконтроля. На первых занятиях, в связи с повышенной утомляемостью мышц, приходится ограничиваться двукратным повторением упражнений. Упражнения перед зеркалом выполняются взрослым совместно с ребенком.

Как только ребенок овладевает движениями, зеркало убирается, контроль осуществляется с помощью собственных кинестетических ощущений ребенка (ощущения движения, положения органов речевого аппарата). Увеличивается количество повторений до 15-20ти.

Из выполняемых упражнений новыми могут быть не более одной трети. Две трети остаются для повторения. Если какое-то упражнение выполняется не достаточно качественно, то новое упражнение не вводится.

Каждому упражнению в соответствии  с выполняемым действием придумывается игровой образ.

Артикуляционная гимнастика всегда начинается с отработки основных движений и положений органов речевого аппарата, которые составляют комплекс общей артикуляционной гимнастики.

Только после автоматизации основных движений приступают к работе над специальными движениями, характерными для произнесения отдельных групп звуков (свистящих, шипящих, сонорных).

Специальные комплексы упражнений способствуют исправлению искаженного произношения различных групп звуков.

Комплекс общей артикуляционной гимнастики

  • Упражнение на развитие дыхания.
  • Глубокий вдох носом (следить, чтобы не поднимались плечи), длительный выдох ртом, произнося одновременно звук [Ф-Ф-Ф]… Повторить 10 раз.
  • Упражнения для щек.
  1. Надуть щеки, удержать.

    Выпустить воздух, втянуть щеки в себя. (Хомячок наелся, набил щеки, а потом похудел) Попеременно то надувать, то сдувать щеки. Повторить 6-7 раз.

  2. «Покатать шарики». Надуть щеки, поворачивать губами, надувая то правую, то левую щеки.
  1. Шарики надуем сами.

  2. Держим воздух за щеками.
  3. Упражнения для губ.
  1. «Улыбочка» Растянуть губы в улыбке, обнажая сомкнутые зубы, удержать, вернуться в исходное положение.
  • Тянуть губы прямо к ушкам
  • Очень нравится лягушкам.
  • Улыбаются, смеются,
  • А глаза у них, как блюдца.
  1. «Трубочка» Губы вытянуть трубочкой вперед, произнося про себя [У], удержать.

  1. На трубе мы все играем
  2. И детишек забавляем:
  3. «Ту-ту-ту, ту-ту-ту!»
  1. Попеременное выполнение положений губ в улыбочке

 – в трубочке. 2-3 раза по 7 повторений.

Упражнения для языка.

  1. «Иголочка» Приоткрыть рот, высунуть узкий язычок, как иголочка, удержать.

Язычок наш как иголка,

Отойди, уколет колко!

  1. «Часики». Приоткрыть рот, высунуть узкий язычок, повернуть его право, затем влево. 2 раза по 8 повторений.

Часики идут без ног.

Вправо – влево язычок

  1. «Блинчик». Губы растянуты в улыбке, широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу и удержать.
  2. «Наказать непослушный язычок 1» Широкий язык кусать зубами начиная от спинки до кончика, произнося одновременно [ТА-ТА-ТА…]. 2-3 раза по 10 повторений.
  3. «Наказать непослушный язычок 2» Губы в улыбке, широкий язык положить на нижнюю губу. Сдавливать язык губами, одновременно произнося [ ПЯ-ПЯ-ПЯ…], следить, чтобы язык был высунут. 2-3 раза по 10 повторений.
  4. Широко раскрыть рот, кончиком языка достать до твердого неба (язычок дотянулся до потолка) и удержать, вернуться в нормальное положение. Повторить 3-5 раз.
  5. «Лошадка» Рот широко раскрыт, широкий язычок присосать к твердому небу и поцокать, будто едешь на лошадке. Следить чтобы упражнение выполнялось медленно, четко и громко. 2-3 раза по 10 повторений.
  • Ну и лошадка!
  • Шерстка гладка,
  • Чисто умыта
  • С головы до копыта.
  • Овса поела-
  • Снова за дело.
  1. «Маляр» Широко раскрыть рот, кончиком языка провести от мягкого неба к альвеолам. (Язычок красит потолок) Движения выполняются в одном направлении. 2 раза по 7-8 повторений.
  1. Красить потолок пора.
  2. Пригласили маляра.
  3. Челюсть ниже опускаем –
  4. Маляру мы помогаем.  

Комплексы специальных артикуляционных упражнений

Сказка про веселый язычок

 

Источник: https://zuzina-klimovskds11.edumsko.ru/folders/post/952613

Артикуляционная гимнастика с картинками

В целях профилактики нарушения звукопроизношения стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. В возрасте 2-4 лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее “поставить” правильное звукопроизношение.

Артикуляционную гимнастику рекомендовано выполнять перед зеркалом в течение 5-7 минут ежедневно. Если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза, повторяйте их с малышом.опробуйте повторить их вместе с ребенком.

Специалисты центра  www.dar-baby.ru подготовили несколько артикуляционных упражнений, которые можно выполнять регулярно.

«Улыбка»: широко улыбнуться, зубы не показывать. Удерживать в таком положении под счет до 5.

«Заборчик»: улыбнуться, показать верхние и нижние зубки. Удерживать в таком положении под счет до 5.

«Бегемотики»: широко раскрыть рот. Удерживать в таком положении под счет до 5. Повторить упражнение несколько раз.

«Иголочка»: узкий, напряженный язык высунуть как можно дальше. Удерживать в таком положении под счет до 5.

«Змейка»: рот широко открыть. Узкий, напряженный язык высунуть как можно дальше и спрятать глубоко в рот. Повторить несколько раз.

«Месим тесто»: Высунуть широкий язык между губами и пошлепать его: «пя-пя-пя». Повторить несколько раз.

«Блинчик»: широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу.  Удерживать в таком положении под счет от 5 до 10. Повторить несколько раз.

«Расческа»: губы в улыбке, зубы видны. Язык прикусить зубами. Двигать языком вперед – назад, не разжимая зубов. Повторить 5-10 раз

«Часики»: рот приоткрыть, перемещать кончик  языка из правого угла рта в левый. Повторить 5-10  раз.

«Качели»: открыть рот. Попеременно поднимать и опускать кончик языка то на верхнюю, то на нижнюю губу. Повторить 5-10 раз.

«Киска»: открыть рот. Кончик языка упирается в нижние  зубы, а спинка языка касается верхних зубов. Удерживать в таком положении под счет от 5 до 10.

  • «Киска сердится»: покусать язык зубами, удерживая его в положении «Киска» Повторить несколько раз.

«Чистим зубки»: открыть рот. Кончиком языка «чистим» сначала верхние зубы, затем нижние. Повторить несколько раз.

«Парус»: открыть рот. Кончик языка поднять к бугоркам (альвеолам) за верхними зубами. Удерживать в таком положении под счет от 5 до 10.

«Маляр»: открыть рот. Кончиком  языка проводим по небу от верхних зубов к горлу. «Красим потолок», не торопиться. Повторить несколько раз.

«Индюки»: открыть рот. Быстро двигать кончиком языка по верхней губе. Получается: «бл-бл-бл…» Повторить несколько раз.

«Вкусное варенье»: открыть рот. Широким языком «слизывать» варенье  с верхней губы. Повторить несколько раз.

«Чашка»: открыть рот.  Язык широкий. Тянемся боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам, но не касаемся их.  Язык в форме «чашечки». Удерживать в таком положении под счет от 10 до 15.

«Окошко»: рот приоткрыть. Губы округлить  и немного вытянуть вперед, без напряжения. Нижняя челюсть неподвижна. Удерживать в таком положении под счет от 5 до 10.

«Лошадка»: открыть рот. Пощелкать кончиком языка. Следить за тем, чтобы нижняя   челюсть оставалась неподвижной. Повторить несколько раз.

«Грибок»: открыть рот. Широкий язык всей плоскостью присосать к нёбу. Язык будет напоминать тонкую шляпку, а связка –  ножку гриба. Удерживать в таком положении под счет от 10 до 15.

«Гармошка»: сделать «Грибок». Не отрывая языка от неба, открывать и закрывать рот. Повторить несколько раз.

«Дятел»: рот открыть, показать зубы. Кончиком языка энергично стучать за верхними зубами: Д-Д-Д-Д-Д.  Рот не прикрывать. Выполнять 10-15 секунд. Повторить несколько раз.

«Мотор»: губы в улыбке. Рот открыт. Язык стучит кончиком  в верхние зубы со звуком д-д-д.  Темп очень быстрый.  В это время соской или концом зубной щетки быстро проводим под языком слева направо. Слышится звук р-р-р.

Больше статей на тему здоровья и развития детей вы можете прочесть на сайте www.dar-baby.ru. Там же – много видеоуроков по уходу за ребенком, гимнастике, массажу, развитию речи, музыкально-ритмические игры. Кроме того, вы можете задать вопрос и получить бесплатную консультацию специалистов из команды “Дар детям”.

Похожее

Источник: http://instamam.ru/index.php/2015/09/05/art-gimnastika/

Артикуляционная гимнастика для детей: выговариваем звуки правильно

Артикуляционная гимнастика для детей: выговариваем звуки правильно Формирование правильного произношения у детей обычно заканчивается к 4–5 годам. Но иногда этот процесс затягивается. Как помочь ребенку избавиться от дефектов речи?

Правильное развитие ребенка предполагает, что к 4–5 годам он уже осваивает фонетическую систему родного языка. Однако дефекты речи не знают возрастных ограничений – даже школьники периодически неправильно выговаривают звуки.

Многие родители не умеют на слух определять артикуляционную проблему  или предполагают, что ребенок ее «перерастет».  На деле же запускать ее нельзя, ведь с возрастом речевые недостатки сами собой исчезнуть не могут.

Наиболее распространенные затруднения в произношении вызывают у детей такие звуки, как:

  • шипящие: ш, ж, щ, ч.
  • свистящие: с, сь, з, зь, ц.
  • сонорные: р, рь, л, ль.

Правила артикуляционной гимнастики

Замечено, что ребенок, испытывающий проблемы с произношением, иногда сознательно пропускает звуки в своей речи. Это может негативно отразиться на его учебе и общении с другими детьми.

Для исправления дикции необходимо применять артикуляционную гимнастику. А чтобы занятия принесли ожидаемый эффект, необходимо:

  • ежедневно выполнять логопедические упражнения;
  • заниматься артикуляционной гимнастикой 2 раза в день (утром и вечером) не более 5–7 минут, чтобы ребенок не уставал от нее;
  • проводить упражнения в игровой форме;
  • выполнять гимнастику перед зеркалом;
  • проводить не более 5 упражнений за одно занятие;
  • применять счет для четкого выполнения артикуляционных упражнений;
  • использовать ручку чайной ложки, если у ребенка не получается самостоятельное артикуляционное движение.

Причины для занятий артикуляционной гимнастикой

  • возможность исправить дефекты на начальной стадии без помощи логопеда;
  • более быстрое преодоление дефектов речи во время занятий с логопедом благодаря уже подготовленным мышцам;
  • устранение эффекта «каши во рту» у детей с правильным, но вялым звукопроизношением;
  • возможность научить ребенка говорить правильно, четко и красиво.

Если родители уверены, что сумели услышать, какой звук с дефектом произносит их ребенок, они могут самостоятельно использовать некоторые упражнения речевой гимнастики, однако предварительная консультация специалиста необходима: логопед подберет индивидуальный комплекс артикуляционной гимнастики в зависимости от речевых проблем ребенка.

Правильное произношение звуков «с», «сь», «з», «зь»

Часто малыши произносят согласные свистящие звуки «с», «сь», «з», «зь» межзубно или издавая щечные «шумы», которые слышатся, когда язык пропускает воздух через боковые края, а иногда эти звуки и вовсе опускаются из речи ребенка.

Чтобы правильно произнести эти звуки, губы нужно слегка растянуть в улыбке, чтобы были видны передние зубы, а кончик языка упирался в нижние резцы. Боковые его края должны быть прижаты к коренным зубам. Тогда вдоль языка образуется желобок. Сильная струя выдыхаемого воздуха, проходя через эту щель, вызывает свистящий шум. Ее можно ощутить рукой, если преподнести руку ко рту.

  • Артикуляционное упражнение «Сдуваем вату с ладошки»
  • Улыбнуться, немного высунуть язык и положить его в широком виде на нижнюю губу.
  • Сделать вдох, как бы произнося долгий звук «ф-ф-ф», и сдуть «вату» с ладошки.
  • Важно сформировать воздушную струю посередине языка.
  • Артикуляционное упражнение «Свистушки»
  • Улыбнуться, язык спрятать за нижние зубы и посвистеть.

Правильное произношение звуков «ш», «ж»

При правильном произношении шипящих согласных звуков «ш» и «ж» рот должен быть полуоткрыт, губы слегка округлены, широкий кончик языка поднят кверху. Боковые края языка касаются верхних коренных зубов.

Между корнем и кончиком языка образуется небольшая впадина в форме чашечки, по которой выходит сильная воздушная струя. Если поднести тыльную сторону руки ко рту, можно ощутить теплую воздушную струю воздуха.

Одновременно с развитием артикуляционного аппарата необходимо тренировать ребенка в различении на слух шипящих и свистящих звуков: например, использовать игры (малыш должен угадывать, какой звук произнесен взрослым, и хлопнуть в ладоши только тогда, когда услышит слово с заданным звуком).

Артикуляционное упражнение «Усыпляем язык»

Широкий, расслабленный язык «спит» на нижней губе. Можно похлопать широкий язык губами.

  1. Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье»
  2. Улыбнуться, открыть рот, широким языком облизать верхнюю губу.
  3. Артикуляционное упражнение «Чашечка»

Это основное упражнение для всех шипящих звуков, так как именно в таком положении язык находится за верхними зубами при произношении этих звуков. Стоит научиться выполнять это упражнение сначала на нижней губе, чтобы малыш увидел свой язык.

Улыбнуться, широко открыть рот. Высунуть широко язык и придать ему форму «чашечки» (то есть слегка приподнять кончик языка).

Артикуляционное упражнение «Сдунь вату с носика»

На кончик языка положить ватку. Широким языком в форме «чашечки» прижать вату к верхней губе и сдуть вверх.

Правильное произношение звуков «ч», «щ»

При произнесении звука «ч» губы выдвинуты и округлены. Расстояние между зубами 1–2 мм. Звук начинается от смычного элемента, как при произнесении «ть». Кончик языка опущен и касается нижних резцов. Передняя часть языка прижата к верхним резцам или альвеолам, средняя часть выгнута по направлению к твердому небу. Звук заканчивается щелевым элементом, который звучит кратко.

При произнесении звука «щ» губы вытянуты вперед и округлены, кончик языка поднят до уровня верхних зубов. Передняя часть языка несколько прогибается, средняя часть приподнимается к твердому небу, задняя часть опущена и продвинута вперед. Струя выдыхаемого воздуха сильная. «Щ» произносится более мягко и удлиненно, чем «ш», при этом боковые края языка плотнее прижаты к верхним зубам.

К работе над звуками «ч» и «щ» необходимо приступать, если отработаны звуки «ш» и «ж». 

Артикуляционное упражнение «Птенец зовет маму»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя…». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5–10.

Выполняя упражнение, нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. Язык сделать широкий, края его должны касаться уголков рта. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Во время упражнения нельзя задерживать выдыхаемый воздух.

Правильное произношение звуков «л» и «ль»

При правильном произношении сонорных согласных «л» и «ль» губы раскрыты, зубы разомкнуты, кончик языка поднимается и упирается в верхние резцы. Боковые края языка опущены, между ними и коренными зубами остаются щели, через которые выходит воздушная струя.

  • Артикуляционное упражнение «Маляр»
  • Губы в улыбке, рот приоткрыт, кончиком языка (узким) пробуем «покрасить» нёбо.
  • Артикуляционное упражнение «Раздуваем щеки»

Закусить узкий язык между зубами. Пускать воздушную струю по щекам так, чтобы они раздувались и воздушная струя свободно ходила по бокам языка.

Артикуляционное упражнение «Пароход гудит»

Рот открыт, губы в улыбке. Зубами закусываем кончик языка и произносим звук «ы-ы-ы». Получается звук, приближенный к звуку «л».

Правильное произношение звука «р»

Звук «р» в артикуляции самый сложный, так как он взрывной, дрожащий, переднеязычный. Нередко родители путают правильный вибрационный звук с горловым звуком. Для правильного произношения этого звука также необходимы артикуляционные упражнения.

  1. Артикуляционное упражнение «Лошадка»
  2. Поцокать языком, будто скачем на лошадке, стараться цокать с открытым ртом.
  3. Артикуляционное упражнение «Грибочек»

Открыть рот, присосать широкий язык к небу, чтобы напряглась подъязыковая уздечка, и получился грибок на «тонкой ножке». Стараться удерживать язык на «тонкой ножке» как можно дольше.

Артикуляционное упражнение «Барабан»

Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка ударять за верхними зубами и произносить взрывной звук «д-д-д-д-д-д-д». Если поднести руку ко рту, можно ощутить толчки воздуха, – язык должен стать напряженным, твердым. Необходимо проводить упражнение с открытым ртом, кончик языка не должен задевать нижние зубы, то есть ребенок не должен «жевать» свой язык.

Правильное произношение – важный критерий развития

Бытует мнение, что легкие дефекты речи придают особый шарм, но не стоит идти у стереотипа на поводу. Задача родителей – помочь детям произносить звуки правильно и четко во избежание проблем с учебой и перспективной самореализацией в будущем.

Если во время занятий язычок у ребенка дрожит, слишком напряжен, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже на короткое время, необходимо

обращаться к логопеду. Не исключено, что понадобится и специальный массаж.

Елена Сидорова, врач-логопед: «Часто в детскую поликлинику обращаются родители детей с нарушением звукопроизношения, замечая, что некоторые звуки в речи у ребенка отсутствуют или заменяются другими звуками. Сложнее всего малышам выговаривать верхнеязычные звуки “ш”, “ж”, “л”, “р” и “р”.

Часто дети до 4–4,5 лет заменяют звуки “ш” на “с”, “ж” на “з”, а “р” на “ль”. Это возрастное, родителям не стоит из-за этого беспокоиться: проблемы с произношением могут носить временный характер, так как в этот период речь только формируется, фонематический слух еще не развит.

А если к 4–5 годам малыш не научился произносить эти звуки, проблема, скорее всего, в недостаточной подвижности языка. Необходимо проводить артикуляционную гимнастику в игровой форме. Такие упражнения можно начинать с 3 лет – главное, чтобы малышу было интересно.

Вместе с артикуляционной гимнастикой необходимо развивать фонематический слух. Ребенок должен слышать и не путать близкие по звучанию звуки.

Все звуковые дефекты желательно исправлять в дошкольном возрасте. В школу ребенок должен пойти с правильным произношением, так как часто неправильно говорящие дети делают много ошибок на письме, и логопед вынужден заниматься еще и проблемой дисграфии».

Елена Нерсесян-Брыткова

В материале использованы фотографии, принадлежащие shutterstock.com

Источник: https://www.medweb.ru/articles/artikulyacionnaya-gimnastika-dlya-detej-vygovarivaem-zvuki-pravilno

Ссылка на основную публикацию